Какой орган рассматривает трудовые споры

Органы рассматривающие трудовые споры и конфликты

Органы, рассматривающие трудовые споры индивидуального характера

Рассмотрением трудовых споров занимается ряд органов на постоянной или временной основе.

В случае с государственными служащими для разрешения споров создается специальная комиссия по трудовым спорам, занимающаяся их разрешением.

Для многих случаев предусмотрено, что споры разрешают вышестоящие чиновники (например, в случае с прокурорскими работниками — это вышестоящий по должности прокурор). Например, решаются споры по поводу прохождения службы, использования прав служащего, перевода на другое место работы, ответственности служащего, увольнения и приема на работу и др.

Органы, рассматривающие коллективные трудовые споры

В случае с коллективными спорами их рассмотрением занимаются органы, состоящие из представителей работников и работодателя, затем привлекается посредник, выступающий в качестве стороннего консультанта. После в разрешение конфликта включается трудовой арбитраж, в котором обязательно участие государства.

В некоторых случаях разрешением коллективного трудового спора может заниматься исключительно государственный орган, когда невозможна забастовка, но стороны не удовлетворены решением трудового арбитража.

Трудовые споры и конфликты. Роль судов в их разрешении

Основным государственным органом, который занимается разрешением трудовых споров, является суд.

В ряде случаев спор может разрешаться исключительно судом (например, взыскание причитающихся работнику денежных сумм). В зависимости от обстоятельств дела это может быть мировой или районный суд.

В суде, по сути, может быть рассмотрен любой трудовой спор. Т.к., использовав средства защиты своих прав в системе прокуратуры, её работник может защищаться в суде. Подобная схема работает с другими государственными служащими.

Иногда, в частности, когда затрагивается государственная тайна, судом первой инстанции являются краевые, областные, верховные суды края, области, республики.

В процессе банкротства предприятия могут затрагиваться интересы работников. И здесь органы, рассматривающие трудовые споры — это арбитражные суды, что для них не свойственно, т.к. они созданы для разрешения экономических споров.

В ряде случаев спор между акционером и АО тоже решается в арбитражном суде, если такой спор не признают трудовым.

Особенность в том, что в суд можно обратиться, как правило, на любом этапе спора, минуя другие органы. Например, в суд можно обратиться, минуя КТС.

В тоже время суд может вмешаться в проведение забастовки, отложив её или вовсе признав незаконной.

Роль контролирующих государственных органов в разрешении споров

Непосредственно федеральная инспекция труда и другие ведомства, занимающиеся контролем за соблюдением трудового законодательства, не разрешают трудовые споры и конфликты.

Однако, они могут в рамках полномочий рассматривать жалобы, издавать обязательные предписания, привлекать к ответственности виновных руководителей, иных лиц в нарушениях закона. Т.е. не занимаясь непосредственно разрешением спора, государственные контролирующие органы могут повлиять на результат разрешения спора. Их решения, акты, предписания могут послужить хорошим подспорьем для защиты своих прав в суде.

Источник: http://www.yurist-online.net/article/1203/organyi-rassmatrivayuschie-trudovyie-sporyi-i-konfliktyi

Система органов по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, их компетенция, сроки обращения

Подведомственность трудовых споров и компетенция органа, рассматривающего споры, — тесно связанные понятия, но неидентичные и неравнозначные.

Компетенция органа, рассматривающего трудовой спор, — это правовая сфера деятельности, определяемая различными его функциями в области трудовых споров (правомочие по принятию спора к рассмотрению, правомочие рассматривать споры с соблюдением определенного процессуального порядка и выносить решение по спорам).

Подведомственность споров затрагивает лишь правомочие принять к рассмотрению именно подведомственный данному органу спор. Она определяется законом. Но закон не установил научно обоснованные критерии подведомственности трудовых споров определенному органу.

Подведомственность трудовых споров — это определение по свойствам и содержанию трудового спора, в каком первоначально органе он должен решаться. Поэтому, определяя подведомственность каждого конкретного трудового спора, надо выяснить, какого вида спор — индивидуальный или коллективный. Если спор индивидуальный, то надо установить правоотношение, из которого он вытекает. Все споры из правоотношений, непосредственно связанных с трудовым правоотношением, комиссии по трудовым спорам не подведомственны. Правильное определение подведомственности конкретного трудового спора имеет большое практическое значение, поскольку решение спора неправомочным на то органом не имеет юридической силы и не может быть исполнено в принудительном порядке.

Установленный Трудовым кодексом Российской Федерации порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров не распространяются на споры о досрочном освобождении от выборной платной должности работников общественных организаций и других объединений граждан по решению их органов, на споры судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры и государственных служащих по вопросам перевода, увольнения (в том числе изменения даты и формулировки причин увольнения), оплаты вынужденного прогула при восстановлении на работе и наложения на них дисциплинарных взысканий. Особенности рассмотрения споров этих категорий работников устанавливаются иными законодательными актами, в частности специальными законами. Но государственные служащие могут обратиться за решением спора не только в соответствующие государственные организации, но и в суд, так как статья 9 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации» установлена альтернативная подведомственность споров по их выбору.

При рассмотрении трудовых споров суд применяет соответствующие нормы не только трудового, но и гражданского процессуального права.

Большое значение для единообразного применения законодательства при рассмотрении индивидуальных трудовых споров имеют руководящие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации. Они не являются источниками права, но дают судам руководящие разъяснения по единообразному применению норм трудового законодательства по конкретным делам.

Юрисдикционными органами, рассматривающими индивидуальные трудовые споры, являются комиссии по трудовым спорам и суды.

В настоящее время, согласно законодательству Российской Федерации, трудовые споры, возникающие между работником и работодателем или его представителями (администрацией организации, учреждения, предприятия) по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде, а также условий трудового договора (контракта), рассматриваются:

комиссиями по трудовым спорам в организациях ;

вышестоящими органами для отдельных категорий работников (судьи и другие) и федеральной инспекцией труда.

Каждый из видов разбирательства трудового спора является самостоятельным. Один и тот же спор может пройти последовательно два вида разбирательства: в комиссии по трудовым спорам и суде (если пожелает спорящая сторона, не удовлетворенная решением комиссии по трудовым спорам). Все органы по рассмотрению трудовых споров наделены государством властными полномочиями. Поэтому их решения обязательны для исполнения и в специальном утверждении не нуждаются, то есть они окончательны (если не обжалованы).

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность в налоговом праве

Кроме того, возможно применение специального порядка досудебного рассмотрения отдельных категорий трудовых споров. Таким образом, например, разрешаются споры о возмещении работодателем вреда, причиненного работнику увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья в процессе исполнения им трудовых обязанностей. Потерпевшие и иждивенцы вправе обжаловать решение работодателя по вопросам о возмещении вреда в Федеральную инспекцию труда при Министерстве труда Российской Федерации или в государственную инспекцию труда субъекта Российской Федерации.

Большинство индивидуальных трудовых споров рассматривается либо непосредственно в комиссии по трудовым спорам, либо последовательно проходя обе стадии: в комиссии по трудовым спорам, затем в суде. Такой порядок удобен тем, что споры могут быть рассмотрены непосредственно в организации, то есть по месту работы, где можно быстрее и легче собрать и оценить доказательства.

Комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников и (или) работодателя из равного числа представителей работников и работодателя.

Комиссии по трудовым спорам обязана рассмотреть спор в десятидневный срок со дня подачи заявления в присутствии работника и работодателя. Рассмотрение спора в отсутствие работника допускается лишь по его письменному заявлению.

Решение Комиссии по трудовым спорам может быть обжаловано работником или администрацией в суд в десятидневный срок со дня вручения им копий решения комиссии. Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в приеме заявления. Признав причины пропуска уважительными, суд может восстановить этот срок и рассмотреть спор по существу. (Приложение 1)

Практика показывает, что сроки для обжалования решения комиссии по трудовым спорам в суд пропускают чаще работодатели, нежели работники. К тому же они порой неправильно указывают стороны спора, называя себя истцами, а работников — ответчиками. Однако, “независимо от того, кем возбуждено в суде дело — по заявлению работника или администрации, не согласных с решением комиссии по трудовым спорам, суд разрешает этот трудовой в порядке искового производства, в котором истцом является работник, а ответчиком — предприятие, учреждение, организация, оспаривающая его требования”.

Итак, перейдем к характеристике компетенции и подведомственности в отношении трудовых споров, рассматриваемых судами Российской Федерации.

Некоторые категории трудовых споров предполагают изначально (уже на первой стадии) их рассмотрение непосредственно в суде, минуя комиссии по трудовым спорам. Работников предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются или почему-либо не созданы;

работников о восстановлении на работе независимо от оснований прекращения трудового договора (контракта), об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы;

администрации о возмещении работником материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации.

Непосредственно в судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

лиц, приглашенных в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;

молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;

других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством была обязана заключить трудовой договор.

Можно сказать, что распределение компетенции между комиссии по трудовым спорам и судом таково, что защитой индивидуальных прав работников в трудовых отношениях, в первую очередь, занимается комиссия по трудовым спорам. На суд возложена задача защиты самого права на работу по трудовому договору (контракту) и рассмотрение других споров после комиссии по трудовым спорам или когда комиссии по трудовым спорам отсутствуют.

Данные судебной статистики свидетельствуют о том, что подавляющее большинство индивидуальных трудовых споров, рассмотренных судами, решается в пользу работников. Это свидетельствует об эффективности судебной защиты трудовых прав работников. Имеющиеся в этом деле недостатки (особенно значительно возросшие сроки прохождения трудовых споров в судах) препятствуют успешному осуществлению судами государственной защиты прав и интересов граждан.

Источник: http://vuzlit.ru/1216522/sistema_organov_rassmotreniyu_individualnyh_trudovyh_sporov_kompetentsiya_sroki_obrascheniya

Кто рассматривает трудовые споры?

Рассматривающие трудовые споры органы: куда обращаться

В трудовом законодательстве РФ разъяснено, кто рассматривает трудовой спор:

  • специальные комиссии, созданные на предприятии (далее — КТМ, ст. 382 Трудового кодекса РФ);
  • судебные органы (ст. 391 ТК РФ).

Надлежит учесть, что обязательный досудебный порядок урегулирования споров не регламентирован законом, поэтому сторона трудового договора может сразу обращаться за защитой собственных интересов в судебный орган, минуя КТС (п. 2 постановления Пленума ВС РФ «О применении судами…» от 17.03.2004 № 2).

Кроме того, неурегулированные разногласия, возникшие по перечисленным в ст. 391 ТК РФ основаниям, в силу закона подлежат передаче сразу в судебный орган. В этих случаях не возникает вопроса о том, кто рассматривает трудовой спор.

Подведомственность и подсудность трудовых споров (кем рассматриваются трудовые споры по ТК РФ и ГПК РФ)

Данный вид споров отнесен к сфере компетенции судов общей юрисдикции (п. 1 постановления № 2).

Надлежит разграничивать споры:

  • возникающие напрямую из трудовых правоотношений (т. е. базирующихся на соглашении между сторонами о личном исполнении сотрудником некоего набора трудовых функций за плату и обладающих иными признаками трудовых);
  • происходящие из гражданско-правовых отношений между названными сторонами (например, о выселении из служебного жилья и т. д.).

Так, в последнем случае вопрос о том, кто рассматривает трудовой спор, разрешается по общим правилам, регламентированным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Суд первой инстанции в отношении дел о квалификации забастовки определяется по правилам ст. 413 ТК РФ.

В дополнение к представленной информации рекомендуем ознакомиться также с нашей другой статьей — Подведомственность и подсудность — понятие, виды, отличия.

Подсудность трудовых споров о восстановлении на работе и подсудность трудовых споров о взыскании заработной платы

Подобные виды споров в первой инстанции также подлежат разрешению в райсуде (ст. 24 ГПК РФ).

При этом иск с требованиями субъекта о:

  • восстановлении его на работе должен быть подан в судебный орган в течение 1 месяца с даты вручения сотруднику копии приказа об увольнении, трудовой книжки или его отказа их получать;
  • о выплате заработной платы должен быть заявлен в течение 1 года с того момента, когда такая выплата должна была быть совершена;
  • о нарушении других трудовых прав должен быть представлен суду до истечения 3 месяцев с момента, когда сотрудник получил (или должен был получить) сведения о том, что его права были нарушены (п. 3 постановления № 2).
Читайте так же:  Постановка на воинский учет обж

ВАЖНО! Работники, представляющие в судебный орган требования по спорам, происходящим из трудовых правоотношений (в т. ч. по связанным с несоответствующим исполнением условий, носящих гражданско-правовой характер, включенных в трудовой договор), не уплачивают госпошлину и освобождены от судебных расходов (ст. 393 ТК РФ, подп. 1 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ).

Территориальная подсудность дел по трудовым спорам (возможность рассмотрения по месту жительства истца)

По общему принципу указанные дела должны быть рассмотрены судебным органом по местонахождению ответчика (ст. 28 ГПК РФ), однако п. 6.3 ст. 29 ГПК РФ регламентировано: истец может представить заявление о восстановлении своих прав как трудящегося в суд по своему месту жительства.

Кроме того, подобные иски могут представляться в судебный орган по месту исполнения трудового договора (при наличии в нем указания на такое место, п. 9 ст. 29 ГПК РФ).

Право выбрать судебный орган в зависимости от его территориального расположения для рассмотрения искового заявления в обсуждаемом случае предоставляется истцу (п. 10 названной нормы). В случае подачи работником иска по месту своего жительства, условие о подсудности споров, закрепленное в трудовом договоре и противоречащее указанному правилу не подлежит применению (определение ВС РФ от 14.08.2017 по делу № 75-КГ17-4).

Итак, закон дает однозначный ответ на вопрос, кем рассматриваются трудовые споры, и относит их к компетенции судов общей юрисдикции.

Истец в рамках таких споров осуществляет выбор судебного органа по территориальной подсудности по собственному усмотрению.

Источник: http://rusjurist.ru/kadry/trudovye_spory/kto_rassmatrivaet_trudovye_spory/

Трудовые споры и порядок их разрешения

Возникающие неурегулированные разногласия по трудовым вопросам между работодателем и работником именуются трудовыми спорами. Мы рассказывали в нашей консультации, что трудовые споры в зависимости от состава лиц, чьи интересы спор затрагивает, бывают индивидуальными и коллективными. О порядке рассмотрения трудовых споров напомним в нашем материале.

Разрешение индивидуальных трудовых споров

Что касается индивидуальных трудовых споров, порядок их разрешения кратко будет представлен ниже.

Особенности разрешения трудового спора в индивидуальном порядке зависят от того, в какой инстанции такой спор рассматривается. А где решаются трудовые споры? Некоторые споры рассматриваются исключительно в судах. Речь идет, к примеру, о спорах, связанных с (ст. 391 ТК РФ):

  • отказом в приеме на работу;
  • изменением даты и формулировки причины увольнения;
  • дискриминацией на работе;
  • оплатой за время вынужденного прогула;
  • неправомерными действиями работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • возмещением работником ущерба, причиненного работодателю.

Для обращения в суд работнику в общем случае дается 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если спор связан с увольнением, срок для обращения в суд – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки (ч. 1 ст. 392 ТК РФ). Споры о невыплате или неполной выплате зарплаты и других сумм работнику могут быть заявлены в суд в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ч. 2 ст. 392 ТК РФ). Также год дается и работодателю, если он хочет обратиться в суд за возмещением работником причиненного работодателю ущерба. Срок в этом случае исчисляется со дня обнаружения такого ущерба (ч. 3 ст. 392 ТК РФ).

Пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть восстановлены судом (ст. 392 ТК РФ). А суд при этом не вправе отказать в принятии искового заявления по причине пропуска сроков (п. 5 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).

По тем индивидуальным трудовым спорам, которые закон не обязывает рассматривать исключительно в судах, работник сам решает, куда обращаться. Он может как пойти также сразу в суд, так и доверить рассмотрение спора комиссии по трудовым спорам. Порядок формирования КТС, особенности рассмотрения спора комиссией, принятия решения КТС и его исполнения мы рассматривали в отдельном материале. Напомним, в частности, что решение КТС подлежит исполнению в течение 3 календарных дней по истечении 10 календарных дней, которые даются на обжалование (ч. 1 ст. 389 ТК РФ).

При пропуске сроков обращения комиссия по трудовым спорам, как и суд, эти сроки может восстановить (ч. 2 ст. 386 ТК РФ).

Порядок решения трудовых споров коллективного характера

Сущность коллективных трудовых споров, порядок и особенности рассмотрения таких споров раскрываются в гл. 61 ТК РФ.

Так, в процессе разрешения коллективных споров применяются примирительные процедуры, к которым относятся (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

  • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ);
  • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

Именно в такой последовательности коллективный трудовой спор подлежит разрешению. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным (ч. 2 ст. 401 ТК РФ). А вот от рассмотрения разногласий с участием посредника стороны могут отказаться и перенести свой спор в трудовой арбитраж (ч. 1 ст. 403 ТК РФ).

Соглашения, которые были достигнуты в процессе разрешения коллективного трудового спора, оформляются в письменном виде и являются обязательными для всех сторон трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504770

41. Трудовые споры: понятие и виды, порядок их рассмотрения

Трудовыми спорами называются поступившие на разрешение юрисдикционного органа разногласия субъектов трудового права по вопросам применения трудового законодательства или об установлении в партнерском порядке новых условий труда.

Трудовой спор возникает только тогда, когда разногласия не удалось урегулировать путем непосредственных переговоров с работодателем. Важной формой самозащиты нарушенных трудовых прав работников являются разрешение индивидуальных и коллективных споров.

По субъектам трудовые споры могут быть индивидуальные и коллективные.

По предмету (характеру ) спора они подразделяются: на исковые и неисковые.

Исковые – это споры, связанные с применением действующих условий труда, установленных законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Неисковые – это споры, связанные с установлением новых или изменением действующих условий труда.

К индивидуальным трудовым спорам относятся неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора (ст. 381 ТК РФ).

Читайте так же:  Правила оплаты алиментов

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами.

Работник может обратиться в комиссию по трудовым спорам в 3-месячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия по трудовым спорам может его восстановить и разрешить спор по существу.

Первичным органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, как правило, являются комиссии по трудовым спорам (ст. 383 – 390 ТК РФ). Комиссия по трудовым спорам (КТС) образуется по инициативе работников или работодателей из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников избираются на общем собрании (конференции) работников или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назначаются руководителем организации. Возможно создание КТС и в структурных подразделениях организации. В компетенцию комиссии по трудовым спорам входит рассмотрение индивидуальных трудовых споров, кроме тех, для которых установлен другой порядок рассмотрения. Комиссия может рассматривать только исковые трудовые споры, поскольку она не уполномочена устанавливать новые условия труда или изменять действующие. Поэтому рассмотрение неисковых индивидуальных трудовых споров не может входить в компетенцию КТС.

Непосредственно в судах рассматриваются следующие виды трудовых споров:

а) споры по заявлениям работников — о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, о переводе на другую работу, об оплате времени вынужденного прогула либо о выплате разницы в заработной плате за время выполнения нижеоплачиваемой работы;

Видео (кликните для воспроизведения).

б) споры по заявлениям работодателей — о возмещении вреда, причиненного организации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Кроме того, в суде рассматриваются также индивидуальные трудовые споры:

а) об отказе в приеме на работу;

б) лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физических лиц;

в) лиц, считающих, что они подверглись дискриминации (ст. 391 ТК).

Работник имеет право обратиться в суд в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, а по спорам об увольнении — в течение 1 месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи ему трудовой книжки. Работодатель может обратиться в суд с иском о возмещении работником причиненного ущерба в течение 1 года со дня обнаружения ущерба. При обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов (ст. 392 ТК РФ).

Коллективные трудовые споры – это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права в организациях (ст. 398 ТК РФ).

Возникновению коллективного трудового спора предшествует проведение трудовым коллективом собрания (конференции) для избрания полномочных представителей трудового коллектива для участия в разрешении спора и письменного оформления требований коллектива, которые направляются работодателю. Если работодатель в течение 3 рабочих дней письменно не сообщит о своем решении по требованиям коллектива или отклонит эти требования, коллективный трудовой спор считается возникшим.

Рассмотрение спора начинается с примирительных процедур (ст.401 – 406 ТК РФ).

Первым этапом является рассмотрение спора в примирительной комиссии, формируемой из представителей сторон на равноправной основе, которая должна рассмотреть трудовой спор в срок до 5 рабочих дней с момента ее образования. Решение в комиссии принимается по соглашению сторон и имеет обязательную силу, обжалованию не подлежит. Таким образом, если стороны пришли к соглашению, их решение обязательно и спор считается разрешенным. Порядок и сроки исполнения решений устанавливаются примирительной комиссией. Если стороны к соглашению не пришли, примирительные процедуры продолжаются.

Следующим их этапом становится рассмотрение спора представителями сторон с участием посредника либо передача спора в трудовой арбитраж.

Таким образом, возможна трехэтапная примирительная процедура (примирительная комиссия, рассмотрение спора с участием посредника, рассмотрение спора в трудовом арбитраже) либо двухэтапная (примирительная комиссия, трудовой арбитраж). При трехэтапной примирительной процедуре вторым этапом является рассмотрение спора представителями сторон с участием посредника, который приглашается сторонами либо рекомендуется Службой по урегулированию коллективных трудовых споров, являющейся государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них. Если в течение 3 рабочих дней стороны не достигли соглашения о кандидатуре посредника, они приступают к созданию трудового арбитража. Спор с участием посредника должен быть рассмотрен в срок до 7 рабочих дней с момента его приглашения и завершиться принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий, если согласованного решения принять не удалось.

При передаче спора в трудовой арбитраж он должен быть рассмотрен в срок до 5 рабочих дней со дня его создания. Трудовой арбитраж выносит в письменной форме рекомендации по урегулированию спора, которые передаются сторонам спора. На этом примирительные процедуры заканчиваются.

Право на забастовку как способ разрешения коллективных трудовых споров установлено ст. 37 Конституции РФ. Забастовка – временный добровольный отказ работников от исполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора (ст. 409 ТК РФ).

Источник: http://studfile.net/preview/4029454/page:14/

Органы, рассматривающие трудовые споры

Индивидуальные и коллективные трудовые споры рассматриваются различными органами.

Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров предусмотрены ст. 382 ТК РФ, в соответствии с которой данными органами являются комиссия по трудовым спорам и суд.

Трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник не смог самостоятельно урегулировать возникшие с работодателем разногласия. Индивидуальные трудовые споры разрешаются комиссией в досудебном порядке.

Читайте так же:  Увольнение работающих пенсионеров по сокращению штатов

Комиссия по трудовым спорам образуется в соответствии со ст. 384 ТК РФ.

Комиссия формируется по инициативе работников или работодателя из равного числа представителей работников и работодателя. Представители работников в комиссию по трудовым спорам избираются общим собранием (конференцией) работников организации или делегируются представительным органом работников с последующим утверждением на общем собрании (конференции) работников организации и назначаются руководителем организации.

По решению общего собрания комиссии могут образовываться в структурных подразделениях организации. При этом в комиссиях по трудовым спорам структурных подразделений организаций могут рассматриваться индивидуальные споры в пределах полномочий этих подразделений.

Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией в десятидневный срок, а также если решение комиссии обжалуется в суд, индивидуальный трудовой спор рассматривается судом.

Дела, возникающие из трудовых отношений, кроме дел о восстановлении на работе, относятся к компетенции мировых судей на основании подп. 7 п. 1 ст. 3 Закона о мировых судьях. Если в некоторых субъектах РФ нет мировых судей, указанную категорию дел рассматривают федеральные судьи районных судов.

Дела, возникающие из трудовых отношений, рассматриваются в порядке, определенном гражданско-процессуальным законодательством.

Коллективные трудовые споры рассматриваются следующими органами:

1) примирительной комиссией;

2) трудовым арбитражем.

При этом примирительная комиссия, в отличие от трудового арбитража, является обязательным органом, рассматривающим коллективный трудовой спор.

Примирительная комиссия представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора (п. 1 Рекомендаций об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией). Она рассматривает коллективные трудовые споры по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Примирительная комиссия создается сторонами коллективного трудового спора в течение 3 рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании примирительной комиссии оформляется приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников организации.

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе. Кроме того, он должен создать необходимые условия для работы комиссии.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган, который создается в случае, если стороны коллективного трудового спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений (п.

При рассмотрении коллективного трудового спора трудовой арбитраж создается в случаях:

1) уклонения одной из сторон коллективного трудового спора от участия в создании или работе примирительной комиссии;

2) недостижения сторонами согласованного решения относительно кандидатуры посредника в течение 3 рабочих дней;

3) рассмотрения коллективного трудового спора между работниками и работодателями организаций, в которых законодательством РФ запрещено или ограничено проведение забастовок;

4) недостижения согласия при рассмотрении коллективного трудового спора примирительной комиссией, если стороны в качестве следующей примирительной процедуры выбрали рассмотрение спора в трудовом арбитраже.

Итак, примирительная комиссия и трудовой арбитраж рассматривают и разрешают коллективный трудовой спор. В трудовом законодательстве указывается еще один орган, который содействует урегулированию коллективных трудовых споров. Это Служба по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба по урегулированию коллективных трудовых споров (далее — Служба) представляет собой систему государственных органов (подразделений), формируемых в составе федерального органа исполнительной власти по труду, соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, предназначенная для содействия в разрешении коллективных трудовых споров путем организации примирительных процедур и участия в них (ч. 1 ст. 407 ТК РФ).

Данный орган действует на основании Положения о Службе по урегулированию коллективных трудовых споров.

Служба является государственным органом, содействующим разрешению коллективных трудовых споров путем организации, участия в примирительных процедурах, а также осуществления мер по предупреждению и разрешению коллективных трудовых споров.

Согласно ч. 2 ст. 407 ТК РФ, п. 4 указанного Положения Служба по урегулированию коллективных трудовых споров осуществляет следующие полномочия:

1) осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров;

2) проверяет в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

3) формирует список трудовых арбитров;

4) проводит подготовку трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

5) выявляет и обобщает причины и условия возникновения коллективных трудовых споров, подготавливает предложения по их устранению;

6) оказывает методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах разрешения этих споров;

7) организует в установленном порядке финансирование примирительных процедур;

8) организует работу по урегулированию коллективных трудовых споров во взаимодействии с представителями работников и работодателей, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

9) подготавливает оперативную информацию о коллективных трудовых спорах (забастовках) в регионах РФ, принимаемых мерах по их разрешению;

10) организует работу по подбору и повышению квалификации работников службы, а также по подготовке и повышению квалификации посредников и трудовых арбитров, специализирующихся в разрешении коллективных трудовых споров;

11) разрабатывает предложения о проведении научно-исследовательских работ по проблемам урегулирования коллективных трудовых споров;

12) изучает, обобщает и распространяет отечественный и зарубежный опыт организации работы по предупреждению и урегулированию коллективных трудовых споров, издает информационный бюллетень.

Работники Службы могут привлекаться в качестве экспертов, посредников и даже трудовых арбитров при проведении примирительных процедур по урегулированию споров. При этом они обязаны сохранять государственную, служебную и коммерческую тайну.

Работники также вправе беспрепятственно посещать организации (филиал, представительство, иное обособленное структурное подразделение) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

Источник: http://all-sci.net/trudovoe-pravo_835/organyi-rassmatrivayuschie-trudovyie-48947.html

Индивидуальные трудовые споры

О видах трудовых споров мы рассказывали в нашей консультации. О рассмотрении и разрешении индивидуальных трудовых споров расскажем в этом материале.

Понятие индивидуального трудового спора

Индивидуальный трудовой спор – это возникшие между работодателем и работником неурегулированные разногласия по трудовым вопросам, при этом об этих разногласиях заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров (ч. 1 ст. 381 ТК РФ). Трудовые вопросы, которые становятся предметом индивидуальных трудовых споров, могут касаться применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, трудового или коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта.

Органами по рассмотрению индивидуальных трудовых споров являются…

Кто рассматривает индивидуальные трудовые споры? Общий порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров по ТК РФ предусматривает 2 инстанции. Так, индивидуальные трудовые споры рассматриваются (ст. 382 ТК РФ):

  • комиссиями по трудовым спорам;
  • судами.
Читайте так же:  Подача заявления в суд на алименты

При этом работник сам решает, обращаться ему вначале в комиссию, а в суд идти только при несогласии с ее решением, или сразу подавать заявление в суд (ч. 1 ст. 391 ТК РФ).

Необходимо учитывать, что в отдельных случаях применяется исключительно судебный порядок разрешения индивидуальных трудовых споров. Это означает, что в комиссию за разрешением такого спора не обращаются. Производится всегда рассмотрение индивидуальных трудовых споров в судах при решении, в частности, таких вопросов, как (ст. 391 ТК РФ):

  • отказ в приеме на работу;
  • восстановление на работе;
  • изменение даты и формулировки причины увольнения;
  • дискриминация на работе;
  • претензии лиц, работающих по трудовому договору у работодателей — физлиц, не являющихся ИП;
  • разногласия работников религиозных организаций со своими работодателями;
  • оплата за время вынужденного прогула;
  • неправомерные действия (бездействия) работодателя при обработке и защите персональных данных работника;
  • возмещение работником ущерба, причиненного работодателю.

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров регулируется ТК РФ, иными федеральным законами, ГПК РФ (ст. 383 ТК РФ).

Срок для обращения за разрешением спора

Работник вправе обратиться в комиссию по трудовым спорам в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. При этом комиссия может рассмотреть спор и по окончании трехмесячного срока, если этот срок был пропущен по уважительным причинам (ст. 386 ТК РФ). Если индивидуальный трудовой спор не был рассмотрен комиссией по трудовым спорам в течение 10 дней, работник вправе перенести рассмотрение спора в суд. В суд работник может пойти и после рассмотрения спора комиссией по трудовым спорам, если хочет обжаловать ее решение. На это работнику дается 10 дней со дня вручения ему копии решения комиссии (ст. 390 ТК РФ).

Что касается обращения сразу в суд, то срок работнику для этого в общем случае дается также 3 месяца со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Если это спор об увольнении, срок для обращения в суд – 1 месяц со дня вручения работнику копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

По спорам о невыплате или неполной выплате зарплаты и других выплат право на обращение в суд сохраняется за работником в течение 1 года со дня установленного срока выплаты указанных сумм. Год дается и работодателю, если он хочет обратиться в суд за возмещением работником причиненного работодателю ущерба. Срок здесь исчисляется со дня обнаружения такого ущерба.

Необходимо учитывать, что пропущенные по уважительным причинам сроки могут быть судом восстановлены (ст. 392 ТК РФ). При этом суд не вправе отказать в принятии искового заявления по причине пропуска срока (п. 5 Постановления Пленума ВС от 17.03.2004 № 2).

Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504766

Органы по рассмотрению трудовых споров

Органы по рассмотрению трудовых споров

В качестве юрисдикционных органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры по вопросам применения трудового законодательства, согласно ст. 382 ТК РФ выступают: 1) Комиссия по трудовым спорам (КТС); 2) суды — районные, городские федеральные суды и мировые судьи. Согласно ТК РФ органами, рассматривающими коллективные трудовые споры, являются: 1) примирительные комиссии, создаваемые для каждого такого спора; 2) посредник; 3) трудовой арбитраж. Все эти органы образуются по соглашению спорящих сторон.

Подведомственность трудовых споров

Порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров

Комиссия по трудовым спорам — в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации — первичный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих на предприятиях, в учреждениях, организациях (подразделениях). Компетенция комиссии[править | править вики-текст]

Комиссия является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, за исключением споров, по которым Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами установлен другой порядок их рассмотрения. Индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам, если работник самостоятельно или с участием своего представителя не урегулировал разногласия при непосредственных переговорах с работодателем.

Срок обращения в комиссию[править | править вики-текст]

Работник может обратиться в комиссию в трехмесячный срок со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока комиссия может его восстановить и разрешить спор по существу.

Порядок рассмотрения индивидуального трудового спора в комиссии[править | править вики-текст]

Порядок принятия решения комиссией и его содержание[править | править вики-текст]

Комиссия принимает решение тайным голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии. В решении комиссии указываются:

наименование организации либо фамилия, имя, отчество работодателя — индивидуального предпринимателя, а в случае, когда индивидуальный трудовой спор рассматривается комиссией по трудовым спорам структурного подразделения организации, — наименование структурного подразделения;

фамилия, имя, отчество, должность, профессия или специальность обратившегося в комиссию работника;

даты обращения в комиссию и рассмотрения спора, существо спора;

фамилии, имена, отчества членов комиссии и других лиц, присутствовавших на заседании;

существо решения и его обоснование (со ссылкой на закон, иной нормативный правовой акт);

Копии решения комиссии, подписанные председателем комиссии или его заместителем и заверенные печатью комиссии, вручаются работнику и работодателю или их представителям в течение трех дней со дня принятия решения.

Обжалование решения комиссии и перенесение рассмотрения индивидуального трудового спора в суд[править | править вики-текст]

В случае, если индивидуальный трудовой спор не рассмотрен комиссией в десятидневный срок, работник имеет право перенести его рассмотрение в суд. Решение комиссии может быть обжаловано работником или работодателем в суд в десятидневный срок со дня вручения ему копии решения комиссии. В случае пропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановить этот срок и рассмотреть индивидуальный трудовой спор по существу. В судах рассматриваются индивидуальные трудовые споры по заявлениям работника, работодателя или профессионального союза, защищающего интересы работника, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам либо когда работник обращается в суд, минуя комиссию, а также по заявлению прокурора, если решение комиссии не соответствует трудовому законодательству и иным актам, содержащим нормы трудового права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/4603608/

Какой орган рассматривает трудовые споры
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here