Коллективный трудовой спор разрешается

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров (ст.ст. 398 — 418)

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ в наименование главы 61 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Глава 61. Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров

ГАРАНТ:

См. схему «Рассмотрение и разрешение коллективных трудовых споров»

>
Основные понятия
Содержание
Трудовой кодекс (ТК РФ)

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник: http://base.garant.ru/12125268/10fffb04d9fa95aeca4ccf3783117508/

Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 апреля 2014 г. N 55-ФЗ в статью 407 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 407. Участие государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров в разрешении коллективных трудовых споров

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 407 ТК РФ

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллективных трудовых споров:

производит уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров по поводу заключения, изменения и выполнения соглашений, заключаемых на федеральном уровне социального партнерства, коллективных трудовых споров в федеральных государственных органах, федеральных государственных учреждениях, федеральных государственных унитарных предприятиях, а также коллективных трудовых споров, возникающих в случаях, когда в соответствии с частями первой и второй статьи 413 настоящего Кодекса в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена;

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров:

производят уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, за исключением коллективных трудовых споров, указанных в части второй настоящей статьи;

содействуют урегулированию указанных коллективных трудовых споров.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров в пределах своих полномочий:

проверяют в случае необходимости полномочия представителей сторон коллективного трудового спора;

выявляют, анализируют и обобщают причины возникновения коллективных трудовых споров, подготавливают предложения по их устранению;

оказывают методическую помощь сторонам коллективного трудового спора на всех этапах его рассмотрения и разрешения;

организуют в установленном порядке финансирование примирительных процедур.

Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых споров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых споров взаимодействуют с представителями работников и работодателей.

Работники государственных органов по урегулированию коллективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно при предъявлении удостоверения установленного образца посещать любых работодателей (организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей — физических лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выявления и устранения причин, порождающих эти споры.

ГАРАНТ:

См. схему «Участие государственных органов в разрешении коллективных трудовых споров»

Источник: http://base.garant.ru/12125268/835da07fe9ebd6c18a69a38e1e229ca3/

Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по вопросам социально-трудовых отношений.

Новый Трудовой кодекс дополняет данное определение. Согласно ст. 398 Трудового кодекса коллективный трудовой спор — это неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного профсоюзного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организациях.

Коллективный трудовой спор характеризуется тем, что имеет, во-первых, коллективный характер и, во-вторых, особый предмет разногласий. Коллективный характер спора проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определенным организационным единством и общими профессиональными (социально-трудовыми) интересами (например, работники организации). В процессе разрешения коллективного трудового спора от имени работников выступают их представители (органы профессиональных союзов и их объединений либо иные представительные органы, образованные на общем собрании (конференции) работников и уполномоченные ими). Второй стороной спора являются работодатели (отдельной организации либо отрасли, территории и т. д.). Интересы работодателей могут предоставлять руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, полномочные органы объединений работодателей и иные уполномоченные работодателями органы (например, органы министерства).

Коллективный трудовой спор возникает по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров и соглашений. Однако необходимо учитывать, что условия труда могут устанавливаться законами, подзаконными нормативными актами. Предметом же коллективных трудовых споров могут рассматриваться лишь те условия труда, которые устанавливаются работодателем (например, вознаграждение по итогам работы за год).

Коллективный трудовой спор возникает после процедуры урегулирования разногласий сторонами. Если спор возник в процессе коллективных переговоров по поводу заключения или изменения коллективного договора, соглашения, представители сторон составляют протокол разногласий, в котором определяется содержание спора и позиции сторон. Дата составления протокола считается моментом начала коллективного трудового спора. Если спор возник по поводу установления или изменения условий труда, невыполнения коллективного договора, соглашения, работники выдвигают свои требования на общем собрании (конференции) большинством голосов и затем направляют их работодателю. Работодатель обязан сообщить о своем решении в течение 3 рабочих дней со дня получения требований. В случае отклонения всех или части требований либо не сообщении по истечении 3 рабочих дней работодателем о своем решении, возникает коллективный трудовой спор. С этого момента стороны обязаны приступить к проведению примирительных процедур. Представители работодателя, уклоняющиеся от получения требований работников, подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу, налагаемому в судебном порядке.

Читайте так же:  Дисциплинарная ответственность труда

Выделяют 3 этапа примирительных процедур: примирительная комиссия, рассмотрение спора с участием посредника и трудовой арбитраж. Стороны должны пройти 2 этапа примирительных процедур, из которых обязательным является примирительная комиссия. Если же на данном этапе согласие не достигнуто, стороны вправе выбрать посредника или трудовой арбитраж либо пройти все 3 этапа.

Примирительная комиссия — это совместный орган спорящих сторон, созданный на паритетных началах. Она создается в срок до 3 рабочих дней с момента начала спора. В состав примирительной комиссии входят лишь представители сторон, представители органов государственной власти и местного самоуправления могут участвовать в ее работе в качестве наблюдателей, консультантов. Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии, а также должен создать необходимые условия для ее работы (техническое, информационное обеспечение и др.). Заседания примирительной комиссии должны проводиться в полном составе выбранных представителей. Из своего состава члены комиссии выбирают председателя и секретаря, которые должны быть представителями от разных сторон. Регламент работы устанавливает сама комиссия, она рассматривает спор в течение 5 рабочих дней. Решение комиссии принимается по соглашению сторон и является обязательным для выполнения сторонами. За невыполнение соглашений представители работодателя подвергаются дисциплинарному взысканию или штрафу, налагаемому в судебном порядке. Если примирительная комиссия не пришла к соглашению, стороны обязаны продолжить примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Посредник призван оказывать помощь сторонам спора в урегулировании разногласий. Кандидатура посредника избирается по соглашению сторон либо по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее служба). Служба — это государственный орган, содействующий разрешению коллективного трудового спора путем организации примирительных процедур, участия в них и других мероприятий. Так, служба осуществляет уведомительную регистрацию коллективных трудовых споров, оказывает методическую помощь сторонам, формирует список посредников и трудовых арбитров, проводит их подготовку и др.

Порядок рассмотрения спора с участием посредника определяется самим посредником по соглашению со сторонами. Посредник вправе запрашивать от работодателя необходимую информацию и документы по спору. Спор с участием посредника рассматривается в течение 7 рабочих дней с момента его приглашения. Завершается данный этап принятием согласованного сторонами решения в письменной форме или составлением протокола разногласий, если стороны не пришли к соглашению. В последнем случае разрешение коллективного трудового спора может продолжаться в трудовом арбитраже.

Если работодатель уклоняется от примирительных процедур, либо примирительные процедуры не привели к разрешению спора, либо работодатель не выполняет соглашение, достигнутое в ходе примирительных процедур, работники могут объявить забастовку. Забастовка — это временный добровольный отказ работников от выполнения трудовых обязанностей в целях разрешения коллективных трудовых споров.

Право работников на забастовку закреплено в ст. 37 Конституции РФ, порядок объявления, проведения, основания для признания забастовки незаконной, гарантии для работников, участвующих в забастовке Трудовым законодательством.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: http://studopedia.ru/19_15934_poryadok-rassmotreniya-kollektivnih-trudovih-sporov.html

51. Коллективные трудовые споры: понятие, виды и порядок их разрешения.

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398).

Коллективные трудовые споры по характеру спора делятся на два вида:

1) о применении трудового законодательства, выполнении коллективных договоров и соглашений при осуществлении полномочий трудового коллектива или соответствующего профсоюза;

2) об установлении новых или изменении соответствующих социально-экономических условий труда и быта работников в коллективных договорах, локальных и других социально-партнёрских соглашениях.

По уровню социально-партнёрских правоотношений, из которых они возникают, все коллективные трудовые споры можно классифицировать на шесть следующих видов:

1. Споры на уровне трудового коллектива организации, филиала, представительства.

2. Споры при коллективных переговорах на федеральном уровне по социально трудовым отношениям.

3. Споры при коллективных переговорах на отраслевом уровне по заключению отраслевого тарифного соглашения.

4. Споры на региональном уровне субъектов Российской Федерации по социально-трудовым отношениям.

5. Споры на профессиональном уровне по социально-трудовым отношениям. Этот вид коллективного трудового спора может совпадать с видом отраслевого уровня, а отраслевой уровень может быть как общероссийской отрасли, так и региональной — субъекта Российской Федерации.

6. Споры на территориальном уровне. В широком смысле слова все уровни споров идут по определённым территориям (Федерация, её субъект и т.д.). Но территориальный уровень может быть ограничен, например, городом, районом. Это могут быть отдельные территории страны. Например, районы Крайнего Севера.

1. Примирительной комиссией. Она создаётся самими сторонами из равного числа их представителей на равноправной основе. Она должна быть сформирована в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформлена приказом работодателя и решением представителя работников. Работодатель не вправе уклоняться от её создания и участия в её работе и обязан создать необходимые условия для её работы.

Читайте так же:  Алименты на жилье детям по действующему законодательству

Примирительная комиссия должна рассмотреть спор в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о её создании.

2.Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника — это второй этап мирных процедур. Для этого по соглашению сторон приглашается посредник по рекомендации службы по урегулированию коллективных трудовых споров (далее просто Службы) или независимо от неё. А если в течение трёх рабочих дней с момента обращения в Службу стороны не придут к соглашению о кандидатуре посредника, то он назначается Службой. Посредник определяет порядок рассмотрения коллективного трудового спора с его участием по соглашению со спорящими сторонами. Посредник — это нейтральный третий орган по отношению к спорящим сторонам, он призван помочь им достичь соглашения. Он должен рассмотреть спор в течение семи календарных дней с момента его приглашения (назначения). Это рассмотрение завершается принятием согласованного решения в письменной форме, а при недостижении согласия — составлением протокола разногласий.

Посредник стремится снять конфликтную ситуацию. Этому посредников должна обучать Служба: она готовит и посредников и трудовых арбитров, имеет списки тех и других.

Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий, то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбитражу.

3.Трудовой арбитраж — это временно действующий орган для разрешения конкретного коллективного трудового спора. Он создаётся сторонами спора и Службой в срок не позднее трёх рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или с участием посредника.

Формируется он в составе трёх трудовых арбитров, рекомендованных Службой или предложенных сторонами коллективного трудового спора. В состав трудового арбитража не должны включаться представители сторон спора.

Соответствующим решением работодателя, представителя работников и Службы оформляется создание трудового арбитража, его персональный состав, регламент и его полномочия.

Источник: http://studfile.net/preview/5776106/page:22/

Коллективный трудовой спор: какие органы разрешают эту ситуацию?

В любом трудовом коллективе рано или поздно возникают споры с начальством. Некоторые из них решаются довольно мирно, но иногда необходимо прибегать к более серьезным методам для решения конфликтов. Одним их таких конфликтов является коллективный трудовой спор.

В соответствии со статьей 398 ТК РФ определение указанного конфликта подразумевает, что в подобных случаях имеются разногласия, касающиеся коллективных договоров, их выполнения и внесения корректировок в эти документы, плюс особенности условий труда, их корректировки и определения.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь через онлайн-консультант справа или звоните по телефонам бесплатной консультации :

Законодательное регулирование

На данный момент разногласия, касающиеся конфликтов руководящего состава и сотрудников внутри компании, решаются в соответствии со следующими государственными правовыми актами и законами:

Ст.407 ТК РФ регулирует работу Федеральной службы по труду и занятости вместе с органами исполнительной власти, непосредственно участвующих при регулировке коллективных трудовых споров.

Ст.418 ТК РФ обеспечивает право коллектива компании на забастовочные движения при выявлении спора.

Ст.29-31 ТК РФ, ч.5 ст.40 ТК РФ определяют составы сторон в случае конфликтов указанного характера.

Ч.1 ст.401 ТК РФ устанавливает схему решения подобных конфликтов, а также время их решения.

Ч.1 ст.406 ТК РФ позволяет продлить время решения конфликта.

Постановление Минтруда РФ от 14 августа 2002 года No57, No58, No591. Их желательно использовать в процессе нейтрализации спора. Это рекомендации по проведению процедуры.

Ч.1 ст.403 ТК РФ допускает приглашение стороннего лица для урегулирования конфликта.

Ст.408 ТК РФ обеспечивает контроль выполнения решения ситуации, полученного в результате урегулирования конфликта.

Может ли суд рассматривать спор?

При выявлении спорной ситуации в организации участники конфликта не передают дело в государственные судебные органы.

Для решения конфликта при необходимости создается трудовой арбитражный суд, представляющий собой орган ограниченного непродолжительного действия, созданный специально для устранения имеющегося разногласия.

Он создается представителями обеих сторон конфликта и регулирующим государственным органом — Федеральной службой по труду и занятости. Также в устранении вопроса участвует орган исполнительной власти субъекта РФ.

Какой состав сторон?

В коллективном трудовом споре принимают участие предприниматели и рабочий коллектив компании.

Работодатель обладает возможностью назначить своего официального представителя, а сотрудники выдвигают свое представительство. В роли последних зачастую выступают профсоюзы или учрежденные общим собранием органы.

Работодатель лишен возможности отказываться от организации собраний, мешать в дальнейшем заседаниям комиссий.

При ином стечении обстоятельств формируется трудовой арбитраж, на чьих заседаниях работодатель обязан участвовать для нейтрализации коллективного трудового спора. Плюс он обязан выделить помещения для организации необходимых собраний.

Что понимают под предметом коллективного трудового спора?

В зависимости от причины появления конфликта формируется конкретный состав конфликтующих сторон. В виде предмета подобных разногласий может выступать одно из 3 оснований. Среди них:

    Условия труда.

Сразу стоит отметить, что рабочий коллектив компании не может оспаривать условия труда, зафиксированные федеральными законами и определенные трудовым законодательством.

Спор может возникать только в отношении тех условий труда, которые работодатель официально зафиксировал в документах организации для групп работников или всего коллектива.

К условиям труда, как установленным изначально, так и сменившимся, относится и оплата труда. Конфликт может иметь место как во всей компании, так и в ее частях или филиалах.

Какими законами регулируется заработная плата читайте в нашей статье.

Видео (кликните для воспроизведения).

Подобная документация не может приниматься работодателем без согласования с рабочим коллективом.

Коллективный спор может вырасти из спорных положений в соглашениях или коллективных договорах, которые работодатель не хочет обсуждать. Либо если есть нарушение положений, отраженных в соответствующей документации, или если не учитывается мнение того или иного представительного органа трудового коллектива.

Читайте так же:  Лучшая зарплатная карта мир

По статье 372 ТК РФ, если имеется профсоюзная организация, то новые локальные нормативные акты должны обсуждаться с профсоюзом. Когда руководство меняет внутреннюю документацию компании без согласования с представительством сотрудников, последние имеют право открывать коллективный спор.

Образец коллективного договора скачивайте здесь бесплатно.

Порядок разрешения

Первоначально определяется предмет спора. На специальном собрании коллектив выявляет свои претензии и требования к руководству, которые фиксируются на бумаге.

Желательно также указать правовые нормы, по которым были выявлены нарушения.

После этого члены трудового коллектива идут к руководству компании для передачи составленного документа вместе с предложением какого-либо варианта решения проблемы. При хорошем развитии событий на указанном этапе конфликт имеет шанс разрешиться, и тогда именно коллективного трудового спора не будет.

Когда работодатель по истечении двух дней изучения претензий со стороны сотрудников отказал коллективу или не удостоил работников ответом, именно этот момент считается днем начала трудового спора.

Если консенсуса достигнуть не удалось, то коллектив может пройти через несколько шагов:

    Обязательным этапом рассмотрения коллективного трудового спора является примирительная комиссия.

Она формируется в течение 2-х дней с открытия спора, утверждается распоряжением, приказом или постановлением. Один документ идет от предпринимателя, а другой со стороны работников.

Затем в срок до 3 дней включительно идет рассмотрение вопроса, а на более высоком уровне период увеличивается до 5 дней.

Итоговое решение выносится после достижения соглашения, а не в результате голосования. Комиссия равноправна, следовательно, от каждой стороны присутствует одинаковое количество представителей. Срок на решение конфликта может быть продлен, но только с согласия сторон и с фиксацией данного обстоятельства в протоколе.

Если соглашение оказалось не достигнуто, есть возможность обратиться к третьему лицу, не заинтересованному в удовлетворении пожеланий и требований какого-либо участника.

Тогда коллективу и работодателю потребуется договориться, кто будет выступать в роли посредника. Если требуется, соответствующие органы могут помочь с выбором данного лица.

Когда такое лицо найдено, оно приглашается для помощи в разрешении коллективного трудового спора.

Причем позвать его следует за 3-х рабочих дня, а на заседании первичной процедуры примирения предварительно создать протокол разногласий. Третьему лицу предоставляются соответствующие бумаги, идет организация дополнительных собраний.

Конфликт потребуется решить в течение 7 рабочих дней с даты назначения третьего лица на место посредника.

  • При отрицательном результате снова оформляется протокол разногласий.
  • Если посредник не был найден, либо после его вмешательства в конфликт все равно остались разногласия, организовывается трудовой арбитраж.
  • Это орган временного характера, который формируется для окончательного закрытия коллективного трудового спора с присутствием “парламентеров” сторон конфликта и соответствующей федеральной комиссии.

    Его формирование начинается после составления участниками письменного соглашения, в котором обязуются выполнять решение, принятое трудовым арбитражным судом. На формирование последнего отводится 3 дня с даты создания протокола разногласий.

    Если же работодатель отказывается от арбитражного суда или отказывается выполнять его решения, все работники организовывают забастовку.

    Исключение составляют:

    • ситуация военного положения;
    • представители профессий, от которых зависят жизни и здоровье людей.

    За исполнением решения арбитражного суда следят лица, принимавшие участие в трудовом споре.

    Стоит помнить, что прежде чем устраивать забастовки, сотрудникам необходимо пройти через рассмотренные примирительные процедуры.

    Как разрешить коллективный трудовой спор узнайте из ролика:

    Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

    Это быстро и бесплатно !

    Источник: http://bizakon.ru/yuridicheskie-lica/spory/kollektivnyj-trudovoj-eto.html

    Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

    Коллективный трудовой спор — это неурегулированные раз­ногласия между работниками (их представителями) и работода­телями (их представителями) по поводу установления и изме­нения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглаше­ний, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение вы­борного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 ТК РФ).

    Специфическими признаками коллективного трудового спора являются особый субъектный состав (его коллективный харак­тер) и особый предмет разногласий.

    Коллективный характер проявляется в том, что одной из сторон спора выступают работники, связанные определённым организационным единством (члены профсоюза, работники организации, её обособленного структурного подразделения) и объединённые общими профессиональными (социально-трудо­выми) интересами. Другим субъектом спора является или рабо­тодатель или объединение работодателей, т.е. данная сторона спора также может быть представлена своеобразным коллекти­вом — работодателями данной отрасли, территории и т. п.

    Предметом коллективного трудового спора являются закон­ные интересы и права объединённых в трудовые коллективы работников.

    Такой спор может возникнуть по поводу:

    — установления и изменения условий труда;

    — заключения, изменения и выполнения коллективных дого­воров, соглашений;

    — отказа работодателя учесть мнение выборного представи­тельного органа работников при принятии актов, содержащих нормы трудового права, в организации.

    Таким образом, для того, чтобы неурегулированные разно­гласия между работниками и работодателями были квалифици­рованы как коллективный трудовой спор, необходимо наличие обоих указанных признаков. Если спор характеризуется лишь одним из них, его нельзя признать коллективным.

    Коллективные трудовые споры традиционно рассматрива­ются в качестве споров об интересах , к которым можно отнести, в частности, споры, возникшие на стадии коллективных пере­говоров. Но наиболее распространёнными в настоящее время являются споры о праве о выполнении условий заключённого коллективного договора или соглашения.

    Таким образом, коллективные трудовые споры по их харак­теру можно разделить на два вида:

    — по поводу установления или изменения социально-эконо­мических условий труда и быта работников, заключения или изменения коллективных договоров и других социально-парт­нёрских соглашений;

    Читайте так же:  Приказ об изменении условий труда

    — по поводу выполнения коллективных договоров и соглаше­ний, отдельных норм трудового законодательства.

    В коллективном трудовом споре от имени спорящих сторон выступают их представители. Представителями работников яв­ляются органы профсоюзов и их объединений, уполномочен­ные на представительство в соответствии с их уставами, иные представительные органы, образованные на собраниях (конфе­ренциях) работников и уполномоченные ими. Представители работодателей — это руководители организаций или другие полномочные в соответствии с уставом организации, иными правовыми актами лица, индивидуальные предприниматели (лично), полномочные органы объединений работодателей, иные уполномоченные работодателями органы.

    В разрешении коллективных трудовых споров принимают участие государственные органы по урегулированию коллек­тивных трудовых споров . В качестве таких органов выступают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг в сфере урегули­рования коллективных трудовых споров (в настоящее время — Федеральная служба по труду и занятости ), и органы исполни­тельной власти субъектов РФ, участвующие в урегулировании коллективных трудовых споров. Их задачи и полномочия опре­делены ст. 407 ТК РФ .

    Днём начала коллективного трудового спора является день со­общения решения работодателя (его представителя) об откло­нении всех или части требований работников (их представите­лей), либо несообщение работодателем (его представителем) в установленный срок своего решения. С этого момента стороны могут начать примирительные процедуры рассмотрения кол­лективного трудового спора.

    Все действия сторон коллективного трудового спора, согла­шения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, должны оформляться протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, а также органом, возглавляющим забастовку, если она будет иметь место ( ст. 418 ТК РФ ).

    Порядок урегулирования разногласий самими спорящими сто­ронами начинается с формулирования и утверждения общим собранием (конференцией) работников требований, которые излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных тру­довых споров. Правом выдвижения требований обладают работ­ники и их представители, определённые в соответствии со ст. 29-31 и ч. 5 ст. 40 ТК РФ .

    Эти требования утверждаются большинством голосов при­сутствующих на собрании (конференции) ( ст. 399 ТК РФ ). При этом собрание работников считается правомочным, если на нём присутствует более половины работающих, а конферен­ция — если на ней присутствует не менее двух третей избран­ных делегатов. Работодатель обязан предоставить работникам или представителям работников необходимое помещение для проведения собрания (конференции) по выдвижению требова­ний и не вправе препятствовать его (её) проведению.

    Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

    Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников и в течение трёх рабочих дней со дня их получения сообщить в письменной форме о своем ре­шении представительному органу работников организации, (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя. Представителям работодателей (объединений работодателей) на федеральном, межрегиональном, региональном, территориаль­ном, отраслевом уровнях на ответ профсоюзам (их объединени­ям) отведен один месяц (ст. 400 ТК РФ).

    Если все требования удовлетворяются, то разногласия сто­рон погашаются и спора не возникает. Если работодатель пол­ностью или частично отклоняет эти требования или не даёт на них ответа, возникает коллективный трудовой спор.

    В соответствии с ч. 1 ст. 401 ТК РФ порядок разрешения кол­лективного трудового спора состоит из следующих этапов: рас­смотрение коллективного трудового спора примирительной ко­миссией; рассмотрение коллективного трудового спора с уча­стием посредника и (или) в трудовом арбитраже. При этом рассмотрение спора примирительной комиссией является обя­зательным этапом, а в случае недостижения согласия в прими­рительной комиссии стороны спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбит­ража. Спор также передается на рассмотрение в трудовой ар­битраж в случае уклонения одной из сторон от участия в созда­нии или работе примирительной комиссии (ч. 1 ст. 406 ТКРФ).

    Таким образом, существуют три возможные схемы исполь­зования примирительных процедур:

    — примирительная комиссия — посредничество;

    — примирительная комиссия — трудовой арбитраж;

    — примирительная комиссия — посредничество — трудовой арбитраж.

    Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах. Кроме того, каждая из сторон спора в любой момент после его начала вправе обратиться в соответствующий государственный орган для уведомительной регистрации спора.

    Каждая примирительная процедура проводится в предусмот­ренные ТК РФ сроки, которые в случае необходимости могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудо­вого спора.

    В период рассмотрения и разрешения коллективного трудово­го спора на всех этапах примирительных процедур работники имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, шест­вия и пикетирования в поддержку своих требований в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пике­тированиях».

    Примирительная комиссия — это паритетный орган спорящих сторон. Она создается в срок до трёх рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора. Решение о создании ко­миссии на локальном уровне социального партнерства оформ­ляется соответствующим приказом (распоряжением) работода­теля и решением представителя работников. Решения о созда­нии примирительных комиссий при разрешении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства оформляются соответствующими актами (приказом, распоря­жением, постановлением) представителей работодателей и представителей работников. Примирительная комиссия форми­руется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе. При этом стороны не вправе укло­няться от создания комиссии и участия в её работе, а работода­тель обязан создать необходимые условия для работы комиссии.

    Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен при­мирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момен­та издания приказа (распоряжения) о её создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон , что оформляется протоколом. Решение комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформля­ется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены данным решением.

    Читайте так же:  Авансы полученные кредиторская задолженность

    Рекомендуемый порядок организации работы примиритель­ной комиссии по рассмотрению коллективного трудового спора определен постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 57.

    После пяти календарных дней работы примирительной ко­миссии может быть однократно объявлена часовая предупреди­тельная забастовка , о которой работодатель должен быть преду­преждён в письменной форме не позднее, чем за три рабочих дня.

    Вторым этапом примирительных процедур является рассмот­рение коллективного трудового спора с участием посредника. Согласно ч. 1 ст. 403 ТК РФ стороны могут пригласить его в те­чение трёх рабочих дней после составления примирительной ко­миссией протокола разногласий. При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответст­вующий государственный орган по урегулированию коллектив­ных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредни­ка. Если в течение трёх рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандида­туры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.

    Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон с уча­стием посредника. Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора с участием по­средника утверждены постановлением Минтруда России от 14 августа 2002 г. № 58.

    Рассмотрение коллективного трудового спора с участием по­средника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторо­нами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

    Если соглашение сторон по спору не достигнуто и составлен протокол разногласий , то с этого момента стороны обращаются к третьему этапу примирительных процедур — трудовому арбит­ражу. Трудовой арбитраж представляет собой временно дейст­вующий орган по рассмотрению коллективного трудового спо­ра, который создаётся в случае, если стороны этого спора за­ключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений ( ст. 404 ТК РФ ).

    Трудовой арбитраж создаётся сторонами коллективного тру­дового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позд­нее трёх рабочих дней со дня окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником.

    В случаях уклонения работодателей (их представителей) от создания трудового арбитража или отказа от выполнения его решений работники могут приступить к организации забастов­ки, за исключением случаев, когда в соответствии с Трудовым кодексом (ч. 1 и 2 ст. 413) в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена. В этих случаях создание трудового арбитража является обязательным и его решение имеет для сторон обязательную силу.

    Создание трудового арбитража, его состав, регламент, пол­номочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров. При этом сто­роны могут принимать во внимание Рекомендации об органи­зации работы по рассмотрению коллективного трудового спора в трудовом арбитраже , утверждённые постановлением Минтру­да России от 14 августа 2002 г. № 591. Если стороны не прихо­дят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, когда создание арбитража является обязательным, то решение по этим вопросам принимает соот­ветствующий государственный орган по урегулированию кол­лективных трудовых споров.

    Коллективный трудовой спор рассматривается в арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти ра­бочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового ар­битража по урегулированию коллективного трудового спора пе­редаются сторонам этого спора в письменной форме.

    Соглашение , достигнутое сторонами в ходе разрешения кол­лективного трудового спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон обязательную силу. Контроль за его выпол­нением осуществляется сторонами коллективного трудового спора ( ст. 408 ТК РФ ).

    Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

    Источник: http://studopedia.ru/2_58352_kollektivnie-trudovie-spori-i-poryadok-ih-razresheniya.html

    Коллективные трудовые споры

    О понятии индивидуальных трудовых споров и порядке их рассмотрения мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о порядке рассмотрения коллективных трудовых споров.

    Понятие коллективного трудового спора

    Коллективный трудовой спор – это неурегулированные разногласия между работниками и работодателями по поводу установления и изменения условий труда, заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ч. 1 ст. 398 ТК РФ).

    Порядок разрешения коллективного трудового спора

    Для разрешения коллективных споров применяются особые примирительные процедуры. К примирительным процедурам при разрешении коллективных трудовых споров относятся (ч. 2 ст. 398 ТК РФ):

    • рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией (ст. 402 ТК РФ);
    • рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника (ст. 403 ТК РФ);
    • рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже (ст. 404 ТК РФ).

    При этом примирительной комиссией коллективные трудовые споры рассматриваются всегда. Этот этап разрешения коллективного трудового спора является обязательным (ч. 2 ст. 401 ТК РФ).

    Достигнутые в ходе разрешения коллективного трудового спора соглашения оформляются в письменной форме и обязательны для всех сторон трудового спора (ст. 408 ТК РФ).

    Крайней мерой решения коллективных трудовых споров является забастовка. К ней работники могут прибегнуть в тех случаях, когда примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора или работодатель не выполняет достигнутые соглашения либо не исполняет решение трудового арбитража (ст. 409 ТК РФ).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504767

    Коллективный трудовой спор разрешается
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here