Отстранение от должности обвиняемого военного

Статья 114. Временное отстранение от должности

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ в статью 114 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 114. Временное отстранение от должности

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 114 УПК РФ

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Источник: http://base.garant.ru/12125178/79e1105747e4b4d7487471312237be1c/

Отстранение от должности обвиняемого военного

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Определение Конституционного Суда РФ от 18 сентября 2014 г. № 1872-О “По запросу Мурманской областной Думы о проверке конституционности частей первой и второй статьи 114 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,

заслушав заключение судьи Н.С. Бондаря, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение запроса Мурманской областной Думы, установил:

1. В своем запросе в Конституционный Суд Российской Федерации Мурманская областная Дума оспаривает конституционность части первой статьи 114 УПК Российской Федерации, согласно которой при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, и части второй той же статьи, предусматривающей, что в течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

Как следует из представленных материалов, поводом для направления данного запроса послужило временное отстранение от должности постановлением Октябрьского районного суда города Мурманска от 18 февраля 2014 года, вынесенным на основании статьи 114 УПК Российской Федерации, гражданина В.Н. Шамбира — председателя Мурманской областной Думы, с чем согласился вышестоящий суд (апелляционное постановление Мурманского областного суда от 20 марта 2014 года).

В связи с изложенным Мурманская областная Дума просит признать части первую и вторую статьи 114 УПК Российской Федерации противоречащими статьям 1 (часть 1), 2, 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10, 11, 17, 18, 37 (часть 1), 55 (часть 2), 66, 72, 73 и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии со статьями 1 (часть 1), 3 (части 1, 2 и 3), 5 (часть 3), 10, 11, 66, 72, 73, 77 (часть 1), 134 и 136 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом федеративном правовом государстве с республиканской формой правления федеральный парламент и парламенты субъектов Российской Федерации являются органами народного представительства, осуществляющими законодательную власть; особым положением парламента, его функциями как законодательного (представительного) органа государственной власти обусловлены его самостоятельность в системе разделения властей и независимость его членов от чьих бы то ни было указаний (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2002 года № 9-П и от 28 февраля 2012 года № 4-П; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2007 года № 797-О-О и от 19 мая 2009 года № 598-О-О).

Из этого следует, что федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации (статья 71, пункт «о»; статья 76, часть 1) нормотворческие полномочия в сфере уголовного судопроизводства и обеспечивая условия для привлечения виновного к ответственности за совершение преступления, для защиты прав потерпевших, возмещения им причиненного преступлением вреда, должен учитывать необходимость формирования эффективного публично-правового института парламентской неприкосновенности, гарантирующего недопустимость использования средств уголовно-правового воздействия с целью оказания давления на депутатов (как федерального, так и региональных парламентов) и исключающего необоснованное вмешательство в их деятельность, притом что неприкосновенность депутата во всяком случае не может рассматриваться как личная привилегия, освобождающая его от ответственности за уголовные правонарушения.

Читайте так же:  Работа в дознании мвд

3. Пунктом 3 части первой статьи 111 и статьей 114 УПК Российской Федерации в качестве одной из мер процессуального принуждения, служащих обеспечению установленного данным Кодексом порядка уголовного судопроизводства, предусмотрено временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого.

При этом временное отстранение от должности председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации не влечет приостановление его депутатского статуса, равно как и не затрагивает права такого органа по назначению его на должность или отрешению его от должности, назначению на эту должность иного лица, которое будет временно исполнять его обязанности. Следовательно, временное отстранение судом от должности председателя или иного должностного лица законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании оспариваемых законоположений не может рассматриваться ни как умаляющее депутатский статус таких лиц, снижающее гарантии беспрепятственного осуществления ими своих полномочий, ни как создающее непреодолимые препятствия для деятельности такого органа.

Таким образом, оспариваемые законоположения, относящие разрешение вопроса о временном отстранении от должности председателя и иных должностных лиц законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации ввиду осуществления в отношении них уголовного преследования к компетенции суда, сами по себе не свидетельствуют об ущемлении конституционных прерогатив парламента субъекта Российской Федерации либо ограничении гарантий депутатской неприкосновенности в сфере уголовного судопроизводства. Оценка же целесообразности совершенствования действующего законодательства в части установления дополнительных гарантий для депутатов региональных парламентов, в том числе замещающих должность председателя законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они закреплены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Разрешая вопрос о принятии обращения к рассмотрению, Конституционный Суд Российской Федерации с учетом требования части второй статьи 36 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» должен проверить, имеется ли в действительности неопределенность в вопросе о соответствии Конституции Российской Федерации оспариваемой заявителем нормы.

Поскольку в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации части первая и вторая статьи 114 УПК Российской Федерации, неопределенность отсутствует, запрос Мурманской областной Думы не может быть принят Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению запроса Мурманской областной Думы, поскольку он не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми такого рода обращения в Конституционный Суд Российской Федерации признаются допустимыми.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному запросу окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) и в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а также в официальных изданиях органов государственной власти Мурманской области.

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
В.Д. Зорькин

Обзор документа

Согласно УПК РФ в случае, если подозреваемого или обвиняемого необходимо временно отстранить от должности, следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении лица от должности или об отказе в этом.

Региональный парламент в своем запросе просил проверить конституционность этих положений. По его мнению, в силу принципа разделения властей вопрос об отстранении от должности председателя и иных должностных лиц регионального парламента должен решаться этим органом самостоятельно.

Конституционный Суд РФ не принял запрос к рассмотрению, пояснив при этом следующее.

Временное отстранение от должности подозреваемого или обвиняемого без каких-либо изъятий может быть применено и в отношении должностных лиц региональных парламентов, включая их председателей. Вместе с тем к ним эта мера может применяться лишь в рамках возбужденного в особом порядке уголовного дела (возбуждается руководителем следственного органа Следственного комитета РФ по региону).

Правовой статус председателя и иных должностных лиц регионального парламента является производным. Он обусловлен их статусом депутатов. Поэтому защита их прав, связанных с осуществлением парламентской деятельности, в рамках уголовного преследования обеспечивается на основе функционирования общего режима парламентской неприкосновенности.

При этом временное отстранение от должности председателя регионального парламента не приостанавливает его депутатский статус. Равно как и не затрагивает права такого органа по назначению его на должность или отрешению его от должности, по назначению на нее иного лица.

Ранее Конституционный Суд РФ указывал на недопустимость введения федеральным законом — помимо Конституции РФ — такого условия, как согласие регионального парламента на применение к депутату ареста и иных мер процессуального принуждения в ходе уголовного преследования. Эта правовая позиция в полной мере распространяется и на временное отстранение от должности председателя и иных должностных лиц региональных парламентов.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70671444/

Отстранение военнослужащего от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности: виды, порядок применения, правовые последствия

Законодательство Российской Федерации содержит несколько иной подход к отстранению военнослужащего от исполнения должностных и (или) специальных обязанностей. Так, в соответствии

Отстранение военнослужащего от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности: виды, порядок применения, правовые последствия

Юриспруденция, право, государство

Другие материалы по предмету

Отстранение военнослужащего от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности: виды, порядок применения, правовые последствия

Воинская должность является важнейшим элементом прохождения военной службы, так как именно ею определяются характер выполняемых служебных обязанностей по осуществлению военнослужащим задач и функций в сфере военной безопасности и вооруженной защиты государства, обязанности и права, поощрения и ответственность, а также основные требования к его профессиональной подготовке. Комплексом обязанностей, соответствующих им прав и ответственности, закрепленных в различных правовых актах (должностных инструкциях, положениях об органах военного управления, общевоинских уставах Вооруженных Сил Республики Беларусь, законодательстве о порядке прохождения военной службы и т.д.), обусловливается содержание военно-служебных отношений, складывающихся, во-первых, между военнослужащим и государством (в лице соответствующего органа) в связи с назначением на воинскую должность и, во-вторых, между военнослужащим и другими субъектами военно-служебных отношений в процессе осуществления им своей служебной деятельности. Воинская должность является учрежденной в установленном порядке первичной структурной единицей в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, отражающей содержание и объем должностных полномочий занимающего ее лица.

Читайте так же:  Справка о доходах за два года

Должностные полномочия представляют собой часть компетенции государственного органа и являются главным элементом правового статуса должности. Если рассматривать компетенцию государственного органа как систему его полномочий, т.е. прав и обязанностей, носящих внешне властный характер, то правовой статус должности можно рассматривать как совокупность персонифицированных обязанностей и прав по исполняемой должности, связанной с осуществлением государственных функций (применительно к военной службе — в сфере военной безопасности и вооруженной защиты государства).

Каждый военнослужащий имеет должностные обязанности, которые определяют объем и пределы практического выполнения порученных ему согласно занимаемой воинской должности функций и задач. Должностные права носят обеспечительный характер, их объем призван создать военнослужащему надлежащие условия для выполнения обязанностей.

В соответствии со статьей 21 Закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» должностные обязанности военнослужащих и порядок их выполнения определяются воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами. Кроме того, военнослужащие при несении службы на боевом дежурстве, в суточном и гарнизонном нарядах, а также при ликвидации последствий стихийных бедствий и в других чрезвычайных обстоятельствах выполняют специальные обязанности, установленные актами законодательства, воинскими уставами и другими нормативными правовыми актами, разрабатываемыми на их основе [1].

Одним из изменений военно-служебных отношений, связанным с исполнением военнослужащим должностных и специальных обязанностей, определяющим его служебное и правовое положение, может являться отстранение военнослужащего от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности.

Толковый словарь С.И. Ожегова разъясняет слово «отстранение» как «отодвинуть, отвести в сторону» [2, с.433]. Большой толковый словарь русского языка под словом «отстранить» наряду с указанной трактовкой понимает также «освобождение от исполнения каких-либо обязанностей» [3, с.762].

Отстранение военнослужащего от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности является мерой пресечения преступления или нарушения воинской дисциплины, применяемой в крайних, не терпящих отлагательства случаях, т.е. когда очевидно, что дальнейшее исполнение военнослужащим обязанностей по данной воинской должности не представляется возможным, поскольку им причинен или высока вероятность причинения вреда интересам Вооруженных Сил, других войск и воинских формирований.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь можно выделить два основания отстранения военнослужащего от исполнения обязанностей по занимаемой воинской должности:

) временное отстранение военнослужащего от воинской должности в порядке, предусмотренном статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь;

) отстранение военнослужащего от исполнения служебных обязанностей в соответствии со статьей 48 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Республики Беларусь.

Отстранение по первому основанию будет являться мерой уголовно-процессуального принуждения, по второму основанию — мерой дисциплинарного пресечения.

В случае временного отстранения военнослужащего от воинской должности в порядке, предусмотренном статьей 131 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, такое отстранение осуществляется на основании постановления прокурора, его заместителя, а также органа дознания, следователя с санкции прокурора или его заместителя либо определения суда, если военнослужащий является подозреваемым или обвиняемым и при этом есть достаточные основания полагать, что, оставаясь в воинской должности, он будет препятствовать предварительному расследованию и судебному разбирательству уголовного дела, возмещению причиненного преступлением вреда или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием в этой должности [4]. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, допускается только с согласия Президента Республики Беларусь.

Постановление (определение) об отстранении от должности, вынесенное в установленном порядке, может быть обжаловано подозреваемым (обвиняемым) и его защитником.

В соответствии с пунктом 501 Инструкции о порядке применения в Вооруженных Силах Республики Беларусь и транспортных войсках Республики Беларусь Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденной постановлением Министерства обороны Республики Беларусь от 3 июня 2005 г. № 21, временное отстранение военнослужащего от должности в порядке, предусмотренном Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь, осуществляется приказом командира (начальника), которому предоставлено право назначения военнослужащего на данную должность [5].

На основании полученного постановления (определения) указанный командир (начальник) принимает меры по его немедленному исполнению.

Временное отстранение от воинской должности отменяется определением суда либо постановлением судьи, прокурора или его заместителя, а также постановлением следователя или органа дознания с согласия прокурора или его заместителя, когда в этой мере отпадает необходимость. Отстранение от должности лиц, должности которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, отменяется только с согласия Президента Республики Беларусь, если указанные лица в установленном порядке не освобождены от должности. Постановление (определение) об отмене временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от воинской должности направляется по месту их военной службы. Соответственно признается утратившим силу приказ о временном отстранении военнослужащего от воинской должности.

Следует отметить, что до вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 22 ноября 2007 г. № 591 «О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам воинской службы» [7] единственным способом реализации временного отстранения военнослужащего от воинской должности являлось его зачисление в распоряжение соответствующего командира (начальника) в соответствии с подпунктом 45.12 пункта 45 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186, в связи с уголовным преследованием военнослужащего или рассмотрением судом в отношении его уголовного дела — до принятия решения по уголовному делу [8]. При этом выплата денежного довольствия и иных выплат военнослужащим, зачисленным в распоряжение соответствующих командиров (начальников), в том числе и по вышеуказанному основанию, осуществляется в порядке, установленном руководителем государственного органа, в котором предусмотрена военная служба.

Читайте так же:  Какие банки могут подать в суд

В соответствии со статьей 48 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Республики Беларусь в крайних, не терпящих отлагательства случаях военнослужащие могут быть отстранены от исполнения служебных обязанностей.

Источник: http://www.studsell.com/view/109600/

Комментарий к СТ 114 УПК РФ

Статья 114 УПК РФ. Временное отстранение от должности

Видео (кликните для воспроизведения).

Комментарий к статье 114 УПК РФ:

1. Отстранение от должности — это превентивно-обеспечительная мера процессуального принуждения, содержание которой состоит во временном недопущении обвиняемого или подозреваемого к выполнению своих трудовых обязанностей в целях предупреждения его попыток воспрепятствовать производству по делу или исполнению приговора.

2. Отстранение от должности применяется при наличии общих условий для действия мер процессуального принуждения (см. ком. к ст. ст. 111, 97).

3. Специальными условиями временного отстранения от должности являются:

а) наличие у лица процессуального статуса подозреваемого (ч. 1 ст. 46) или обвиняемого (ч. 1 ст. 47). Подозреваемый отстраняется от должности преимущественно при производстве дознания. Во время предварительного следствия представляется целесообразным применять данную меру принуждения к обвиняемому — лицу, чье участие в совершении преступления уже доказано для органов уголовного преследования. Об этом см. ком. к ст. 171;

б) обладание обвиняемым (подозреваемым) статусом должностного лица. Формально понятие должностного лица дано в примечании к ст. 285 УК. Однако это понятие относится к субъектам должностных преступлений и не полностью раскрывает термин «должностное лицо», используемый в комментируемой статье. Отстранение обвиняемого от должности преследует цель не только предотвращения его попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечения исполнения приговора (ч. 1 ст. 111 УПК). Прежде всего, данная мера обеспечивает исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК). Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен генеральный директор ОАО, обвиняемый в преступном злоупотреблении полномочиями ;

———————————
См.: Определение Конституционного Суда РФ от 29.01.2009 N 15-О-О.

в) в отношении обвиняемого не применены меры пресечения в виде заключения под стражу (ст. 108 УПК) или домашнего ареста (ст. 107 УПК). Применение данных мер пресечения обычно автоматически исключает выполнение обвиняемым трудовых обязанностей.

4. Основанием временного отстранения обвиняемого от должности являются обоснованное предположение, что при исполнении им своих трудовых обязанностей он может совершить новое общественно опасное деяние, воспрепятствовать выяснению истины по делу, а также необходимость исполнения реально возможного наказания в виде лишения права заниматься определенным видом деятельности. Это предположение должно вытекать из конкретных фактов, установленных путем доказывания. Представляется, что в силу презумпции невиновности не может служить основанием отстранения от должности дискредитация организации, в которой работает обвиняемый, или должности, которую он занимает.

5. Ходатайство следователя или дознавателя об отстранении обвиняемого от должности (кроме высших должностных лиц) рассматривается районным судом в порядке ч. ч. 4, 6 ст. 108. Эта процедура в досудебном производстве более обеспечивает право обвиняемого на участие в рассмотрении ходатайства, чем другие (ст. ст. 117, 165 УПК).

6. Комментируемая статья прямо не предусматривает временное отстранение от должности в судебных стадиях. Однако такая возможность существует исходя из смысла данной меры принуждения и содержания ч. 2 ст. 29 УПК. Суд по делу, находящемуся в его производстве, должен иметь право по указанным в ст. 114 основаниям отстранить обвиняемого от должности как по инициативе стороны обвинения, так и по собственной инициативе (при отсутствии возражений со стороны обвинителя). При этом может использоваться по аналогии процедура избрания заключения под стражу. Смотрите ком. к ст. 108.

7. Отстранение от должности отменяется, во всяком случае, при отпадении общих и (или) специальных условий для этой меры принуждения.

8. Часть 5 ст. 114 УПК предусматривает специальную процедуру отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (губернатора края, председателя правительства республики). Данная процедура не соответствует принципу состязательности (ст. 15 УПК), решение принимает несудебный орган без гарантий непосредственности, устности, без обеспечения права обвиняемому на защиту. В этом плане положение губернатора значительно хуже, чем положение депутата законодательного органа власти субъекта РФ.

9. Решение об отстранении от должности может быть обжаловано в апелляционном или кассационном порядке как самим обвиняемым, так и администрацией по месту его работы (Постановление КС РФ от 23.03.1999 N 5-П). По смыслу правовой позиции КС РФ, выраженной в его Определении от 16.07.2009 N 967-О-О, решения суда о применении мер принуждения превентивного характера должны исполняться немедленно после их вынесения вне зависимости от их обжалования в вышестоящем суде.

10. О назначении обвиняемому (подозреваемому) государственного пособия см. ком. к п. 8 ч. 2 ст. 131.

11. Кроме комментируемой статьи процессуальный закон предусматривает и другую процедуру отстранения от трудовой деятельности. Если по делу будет установлено, что трудовая деятельность обвиняемого (подозреваемого или его руководителя) послужила условием совершения преступления, то соответствующей администрации следователь вправе направить представление (ч. 2 ст. 158 УПК), а суд — частное определение (ч. 4 ст. 29 УПК) об устранении данного условия. При этом администрация обязана рассмотреть представление и частное определение, но не обязана отстранить от работы или уволить обвиняемого. Смотрите ком. к ст. 158.

Источник: http://upkod.ru/chast-1/razdel-4/glava-14/st-114-upk-rf/kommentarii

Читайте так же:  Санминимум для работников

П.С. Гуськов. Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должности (различия в порядке реализации и в правовых последствиях)

П.С. Гуськов. Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должности (различия в порядке реализации и в правовых последствиях), Право в Вооруженных Силах, 2004 г., № 3

Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должностиtc «ОСВОБОЖДЕНИЕ И ОТСТРАНЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ОТ ВОИНСКОЙ ДОЛЖНОСТИ» (различия в порядке реализации и в правовых последствиях)
П.С. Гуськов, старший лейтенант юстиции, юрисконсульт юридической службы Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации

Источник: http://voenprav.ru/doc-2623-1.htm

Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должности (различия в порядке реализации и в правовых последствиях) (П.С. Гуськов, «Право в Вооруженных Силах», N 3, март 2004 г.)

Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должности
(различия в порядке реализации и в правовых последствиях)

В практической деятельности командования, а также кадровых органов довольно часто допускаются ошибки, связанные с непониманием различий между понятиями «освобождение» и «отстранение» военнослужащего от воинской должности. Эти ошибки, а точнее, решения, принятые вследствие них, уже не раз становились предметом судебных разбирательств, что в некоторых случаях приводило к отмене этих решений. Проведенный автором данной статьи сравнительный анализ этих двух понятий, надеюсь, поможет заинтересованным читателям разобраться, в чем заключаются их различия и сходство.

Сравнение начну с рассмотрения оснований освобождения и отстранения военнослужащих от воинских должностей.

В соответствии со ст.14 Положения о порядке прохождения военной службы военнослужащий освобождается от занимаемой воинской должности в случае назначения на новую воинскую должность, перевода, прикомандирования, увольнения с военной службы, а также в связи с другими обстоятельствами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. Перечисленные обстоятельства могут зависеть от желания военнослужащего (например, увольнение с военной службы по собственному желанию, назначение на низшую должность по личной просьбе), а могут и не зависеть (например, назначение на равную воинскую должность).

Отстранение же от воинской должности от желания военнослужащего не зависит никогда, поскольку является своеобразной мерой принуждения и всегда так или иначе связано с нарушением или возможным нарушением военнослужащим воинской дисциплины.

Основания отстранения военнослужащего от воинской должности, на мой взгляд, можно классифицировать на две группы:

1. Отстранение, производящееся в соответствии со ст.50 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации, в которой установлено, что в крайних, не терпящих отлагательства случаях, военнослужащие могут быть отстранены от должности. Как правило, это отстранение не связано с совершением военнослужащим преступления. Причиной отстранения военнослужащего от воинской должности в данном случае является очевидность его несоответствия занимаемой воинской должности, невозможность дальнейшего пребывания в занимаемой воинской должности даже в течение непродолжительного срока, так как с его проступком или отрицательными качествами непосредственно связан причиненный или возможный ущерб интересам Вооруженных Сил. Примером может служить отстранение военнослужащего от должности при выявлении обстоятельств, подтвержденных материалами внутрипроверочной комиссии и ревизии, создаваемой и проводимых по указанию командира воинской части или иного воинского должностного лица, подтверждающими факты хищений, промотания имущества, иных злоупотреблений, не подпадающих под признаки состава преступления. В этом случае соответствующее должностное лицо должно издать письменный приказ об отстранении военнослужащего от должности и возложении его обязанностей на другое лицо.

Особым случаем отстранения военнослужащего от должности является причинение им существенного вреда интересам военной службы или дискредитация своими действиями звания военнослужащего, например систематическое появление на службе в состоянии алкогольного опьянения.

2. Временное отстранение от должности, применяемое в отношении военнослужащего в рамках уголовного процесса. В данном случае отстранение является мерой процессуального принуждения (ст.111 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации) и применяется в целях обеспечения установленного порядка уголовного судопроизводства. Необходимость отстранения от должности в данном случае возникает при наличии оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый военнослужащий может продолжать преступную деятельность с использованием служебного положения, препятствовать установлению истины путем изъятия (уничтожения) документов, воздействия на свидетелей из числа подчиненных и т.д.

Таким образом, в отличие от освобождения военнослужащего от должности отстранение является своеобразной мерой пресечения нарушения воинской дисциплины или преступления, применяемой в крайних, не терпящих отлагательства случаях, т.е. когда очевидно не только несоответствие лица занимаемой должности, но и то обстоятельство, что его дальнейшее пребывание в занимаемой должности не совместимо с исполнением служебных обязанностей, поскольку им причинен или определенно предполагаем имущественный ущерб или нематериальный вред интересам Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов.

Порядок реализации освобождения и отстранения военнослужащих от воинских должностей. В соответствии с п.8 Инструкции по организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 350, на военнослужащего, представляемого к назначению на воинскую должность, зачислению в распоряжение командира (начальника) и освобождению от воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера или прапорщика (мичмана), оформляется представление, которое подписывается непосредственными (прямыми) командирами (начальниками) от командира полка, отдельного батальона, им равных и выше и направляется по команде через кадровые органы для принятия решения соответствующими должностными лицами.

Вместе с представлением направляются следующие документы:

— копия аттестационного листа (при назначении на воинскую должность в порядке плановой замены);

— личное дело и другие документы (если необходимость их представления установлена вышестоящим кадровым органом);

— рапорт военнослужащего о согласии с назначением — в случае назначения на высшую воинскую должность или на низшую воинскую должность (в связи с организационно-штатными мероприятиями, по семейным обстоятельствам, по состоянию здоровья в соответствии с заключением военно-врачебной комиссии либо по личной просьбе военнослужащего).

В случае представления военнослужащего (с его согласия либо в порядке дисциплинарного взыскания) к назначению на низшую воинскую должность, которая входит в полномочия по назначению нижестоящего командира (начальника), соответствующий командир (начальник), пользующийся правом назначения на воинскую должность, которую замещает военнослужащий, издает приказ об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и назначении его на низшую воинскую должность или об освобождении военнослужащего от занимаемой воинской должности и зачислении в распоряжение командира (начальника), имеющего право назначать военнослужащего на эту воинскую должность.

Читайте так же:  С какого момента взыскивают алименты

Освобождение офицеров и прапорщиков от воинских должностей производится приказами по личному составу. Освобождение офицеров от воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, производится указами Президента Российской Федерации и оформляется приказами Министра обороны Российской Федерации по личному составу.

В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 2002 г. N 110 приказы по личному составу имеют право издавать:

— Министр обороны Российской Федерации;

— заместители Министра обороны Российской Федерации;

— главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации;

— командующие войсками военных округов, флотами;

— командующие родами войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

— начальники центральных органов военного управления, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— командующие объединениями и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— командиры соединений и им равные, имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы;

— начальники военных образовательных учреждений высшего профессионального образования и их филиалов;

— командиры воинских частей, начальники (руководители) организаций, для которых штатом предусмотрены воинские звания «полковник», «капитан 1 ранга», имеющие в непосредственном подчинении кадровые органы.

Как видно, данный приказ установил два основных критерия, определяющих указанные полномочия: должностное лицо, осуществляющее назначение военнослужащего на ту или иную воинскую должность, должно соответствовать определенному уровню в системе органов военного управления, а также иметь в непосредственном подчинении кадровый орган (группу кадров или выше).

Военнослужащий считается освобожденным от воинской должности после подписания об этом приказа по личному составу соответствующим должностным лицом.

Порядок отстранения военнослужащего от воинской должности регламентирован не так детально, нежели порядок освобождения. А точнее, для случаев, когда отстранение не связано с совершением преступления, он вообще нормативно не регламентирован, хотя, на мой взгляд, этот вопрос можно было затронуть, например, в приказе Министра обороны Российской Федерации «Об организации прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2002 г. N 350. Четко определен порядок временного отстранения от должности военнослужащего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления. Статьей 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) установлено, что только суд правомочен принимать решение о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности. В соответствии со ст.114 УПК РФ при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного следствия соответствующее ходатайство. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

Решение вопроса о временном отстранении от должности производится с участием прокурора, обвиняемого, его защитника, а также следователя, дознавателя, вынесшего указанное постановление, и иных участников уголовного процесса (переводчиков и т.п.). Перед принятием решения судья заслушивает мнение прокурора, следователя (дознавателя), обвиняемого и его защитника, после чего выносит постановление. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого военнослужащего от должности направляется по месту его службы. На основании указанного постановления издается приказ об отстранении соответствующего военнослужащего от исполнения должностных обязанностей.

Существует мнение, что если военнослужащий отстранен от воинской должности, то его необходимо зачислять в распоряжение соответствующего командира (начальника). Хотя на практике чаще всего так и происходит, с этой позицией согласиться нельзя, поскольку основания зачисления в распоряжение определены ст.13 Положения о порядке прохождения военной службы. Перечень этих оснований является исчерпывающим и не предполагает возможности зачисления в распоряжение в связи с отстранением от воинской должности. Вместе с тем в случае, когда в отношении военнослужащего возбуждено уголовное дело и имеется постановление следователя или прокурора о временном отстранении от должности, зачисление в распоряжение возможно. Однако и в этом случае военнослужащий может быть зачислен в распоряжение не в связи с отстранением от должности, а в связи с возбуждением в отношении его уголовного дела — до вынесения решения по уголовному делу (подп.»в» п.2 ст.13 Положения о порядке прохождения военной службы).

Денежное довольствие военнослужащему, отстраненному от воинской должности, должно выплачиваться в полном объеме, независимо от того, зачислен он в распоряжение или нет. Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обеспечения военнослужащих денежным довольствием, не содержат особенностей, связанных с ограничением выплат денежного довольствия отстраненным от должностей. В то же время в соответствии с п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 августа 2000 г. N 431 военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, находящимся в распоряжении командиров (начальников), денежное довольствие выплачивается в установленных размерах за все время нахождения в распоряжении, но не более сроков, установленных п.2 ст.13 Положения о порядке прохождения военной службы. В рассматриваемом случае денежное довольствие должно выплачиваться военнослужащему, зачисленному в распоряжение, до вынесения решения по уголовному делу.

старший лейтенант юстиции, юрисконсульт юридической

службы Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации

«Право в Вооруженных Силах», N 3, март 2004 г.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Освобождение и отстранение военнослужащих от воинской должности (различия в порядке реализации и в правовых последствиях)

П.С. Гуськов — старший лейтенант юстиции, юрисконсульт юридической службы Тыла Вооруженных Сил Российской Федерации

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://base.garant.ru/3980535/

Отстранение от должности обвиняемого военного
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here