Отстранение прокурора от должности

Отстранение прокурора от должности

Уголовно-процессуальный кодекс предусматривает временное отстранение от должности.

Временное отстранение от занимаемой должности является мерой процессуального принуждения, направленной на временное недопущение лица к выполнению своих служебных обязанностей в пределах срока предварительного расследования, проводящегося в форме предварительного следствия либо в форме дознания.

Поводом к рассмотрению в суде вопроса о возможности временного отстранения от должности, ограничивающего конституционные права, свободы человека и гражданина, является соответствующее ходатайство следователя, поданное в суд с согласия руководителя следственного органа, его заместителя, или дознавателя, начальника подразделения дознания, его заместителя, поданное в суд с согласия прокурора.

В постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности ( ч. 1 ст. 114 УПК РФ).

Временное отстранение от должности возможно только в рамках осуществления следователем и дознавателем предварительного расследования по конкретному уголовному делу, возбужденному в соответствии со ст. 146 УПК РФ и расследуемому в установленные законом сроки (ст. ст. 162,223 УПК РФ).

Для временного отстранения от должности необходимо совокупность доказательств, которые, свидетельствуют о том, что конкретное лицо действительно совершило инкриминируемое ему преступление, по делу имеются сведения, указывающие на необходимость временного отстранения его от должности, есть основания полагать, что обвиняемый (подозреваемый), используя свое служебное положение, может:

1) продолжать заниматься преступной деятельностью;

2) воспрепятствовать производству по уголовному делу путем: а) воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе; б) фальсификации и уничтожения доказательств;

3) препятствовать надлежащему исполнению приговора.

В Постановлении о возбуждении ходатайства излагаются мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость существенного ограничения конституционных прав гражданина на труд.

Ходатайство о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности рассматривается федеральным районным судом по месту производства предварительного расследования.

Если решение вопроса о временном отстранении от должности сопряжено с необходимостью обсуждения вопросов, содержащих государственную тайну, то по правилам, содержащимся в п.3 ч.3 ст. 31 УПК РФ, ходатайство рассматривается судом субъекта РФ.

Судья, рассматривающий ходатайство о временном отстранении от должности, обязан убедиться, что в производстве органов предварительного расследования имеется уголовное дело, по которому необходимо такое отстранение.

Постановление о возбуждении ходатайства о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в течение 48 часов с момента поступления материалов в суд ( ч.2 ст. 114 УПК).

Закон не содержит указаний относительно процедуры рассмотрения ходатайства о временном отстранении от должности, но оно разрешается судьей районного суда единолично. В то же время в силу того, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности, рассмотрение ходатайства о временном отстранении подозреваемого, обвиняемого от должности может быть разрешено в рамках судебного заседания. В таком судебном заседании обязаны принять участие со стороны обвинения лицо, возбудившее ходатайство, и прокурор; со стороны защиты: лицо, о временном отстранении от должности которого ходатайствует орган предварительного расследования, и его защитник.

По общему правилу ходатайство о временном отстранении от должности подлежит рассмотрению в открытом судебном заседании. В начале заседания судья объявляет, какое ходатайство подлежит рассмотрению. Затем прокурор либо лицо, возбудившее ходатайство, обосновывает его. По ходу проведения судебного заседания секретарем судебного заседания ведется протокол, в котором полно и объективно должен быть отражен ход рассмотрения ходатайства, включая вопросы, которые задавались судом участникам процесса. Выслушав участников процесса, судья удаляется в совещательную комнату, где выносит постановление, которое подлежит оглашению в судебном заседании.

К ходатайству о временном отстранении от должности в обязательном порядке прилагаются копии:

1) постановления о возбуждении уголовного дела (при необходимости — постановления о принятии его к производству, постановления о производстве предварительного следствия следственной группой);

2) документы, подтверждающие статус подозреваемого, обвиняемого, которыми могут быть: постановление о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица, протокол задержания подозреваемого, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого;

3) процессуальные документы, обосновывающие необходимость временного отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности. В их число могут входить любые документы, содержащие необходимые для суда сведения.

Материалы, представляемые органами предварительного расследования в качестве правового обоснования к удовлетворению ходатайства, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, предусмотренным ст. 75 УПК РФ.

Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом ( ч. 2 ст. 114 УПК). Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

Временно отстраненный от должности имеет право на ежемесячное пособие, выплачиваемое в соответствии с п. 8 ч.2 ст. 131 УПК РФ.

Уволенный по собственной инициативе теряет право на возмещение ущерба.

Несмотря на то, что в законе подчеркивается временный характер отстранения от должности, срок применения этой меры принуждения не указан. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).

При завершении производства по делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности. В случае прекращения уголовного дела эта мера принуждения отменяется в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 213 УПК РФ. Если дело прекращается по реабилитирующим основаниям или судом постановляется оправдательный приговор, у лица, к которому она была применена, в соответствии с ч. 3 ст. 133 УПК РФ возникает право на возмещение причиненного ему вреда, в том числе на восстановление в прежней должности и на компенсацию разницы между его заработной платой и государственным пособием, которое оно получало, будучи отстраненным от должности.

Читайте так же:  Взять кредит 5 млн рублей

При постановлении обвинительного приговора суд либо отменяет данную меру принуждения, либо, если это предусмотрено Уголовным кодексом РФ, назначает в качестве основного или дополнительного наказания лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. В таких случаях вопрос о возможности дальнейшей работы обвиняемого в прежней должности или в других должностях окончательно разрешается в приговоре суда. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ осуждение работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, влечет прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон.

Источник: http://sterlitamak.procrb.ru/explanation/2038.php?weak=Y

Отстранение прокурора от должности

При необходимости временного отстранения от должности подозревае-мого или обвиняемого дознаватель, следователь с согласия прокурора возбу-ждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство.

В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит по-становление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, прокуро-ра, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государ-ственной власти субъекта Федерации) и предъявления ему обвинения в со-вершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор РФ направляет Президенту РФ представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент РФ в течение 48 часов с момента по-ступления представления принимает решение о временном отстранении ука-занного лица от должности либо об отказе в этом.

Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответ-ствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК.

Отстранение обвиняемого и подозреваемого от должности имеет целью воспрепятствовать продолжению преступной деятельности, связанной с ис-полнением служебных обязанностей, фальсификации и уничтожению дока-зательств, изобличающих обвиняемого в совершении преступления.

Подозреваемый может быть отстранен от должности, поскольку потреб-ность в этом иногда возникает.

Не могут быть отстранены от работы обвиняемые, не являющиеся должностными лицами (например, продавцы, рабочие и т. п.). Понятие должностного лица сформулировано в примечании 1 к ст. 285 УК.

Ходатайство дознавателя или следователя об отстранении обвиняемого от должности с согласия прокурора направляется в суд, который принимает решение о его удовлетворении или отклонении. При рассмотрении ходатай-ства судьей районного (городского) суда по аналогии применяется процеду-ра, установленная ст. 108 УПК (заключение под стражу).

Постановление (определение) о временном отстранении обвиняемого от должности обязательно для администрации учреждения или организации, где обвиняемый работает.

Закон допускает отмену этой превентивной меры по постановлению доз-навателя, следователя, прокурора, когда в ее применении отпала необходи-мость, без согласования с прокурором и без судебного решения.

Временно отстраненный от должности может поступить на другую рабо-ту. Заработная плата по новому месту работы может превышать пять МРОТ— пособие отстраненному (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК). Однако закон не требует соот-ветствующего уменьшения размера государственного пособия, выплачивае-мого обвиняемому, отстраненному от должности.

Вред, моральный и материальный, причиненный незаконным отстране-нием от должности, возмещается государством при предъявлении иска в по-рядке гражданского судопроизводства.

Источник: http://studbooks.net/975871/pravo/vremennoe_otstranenie_obvinyaemogo_dolzhnosti

Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения

Временное отстранение обвиняемого или подозреваемого от должности является мерой процессуального принуждения, ограничивающей закрепленное в ст. 37 Конституции Российской Федерации право свободно выбирать род деятельности и профессию. В связи с этим законом установлен судебный порядок ее применения.

Эта мера применима к широкому кругу лиц, в особенности к выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях (руководителям акционерных обществ, банков, общественных организаций, партий, благотворительных и иных фондов и т.п.).

Вопрос об основаниях отстранения обвиняемого или подозреваемого от должности является одним из наиболее сложных вопросов, возникающих на практике в силу законодательной неопределенности.

Так, статья 114 УПК РФ предусматривает возможность возбуждения перед судом ходатайства о временном отстранении от должности «при необходимости» без разъяснения понятия такой необходимости.

В практическом применении отстранение от должности чаще всего осуществляется при наличии оснований полагать, что обвиняемый (подозреваемый), используя свое служебное положение, может продолжить заниматься преступной деятельностью, воспрепятствовать производству по уголовному делу путем воздействия на потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства, подчиненных ему по службе, сфальсифицировать или уничтожить доказательства и пр.

Закон позволяет применять рассматриваемую меру процессуального принуждения наряду с избранием меры пресечения. Обе меры могут быть применены как одновременно, так и последовательно, исходя из обстоятельств дела. К примеру, обвиняемый продолжает руководить предприятием, находясь под домашним арестом, используя свое служебное положение для продолжения преступной деятельности. В этом случае он может быть временно отстранен от должности.

Обвиняемый, к которому применено временное отстранение от должности, имеет право на получение ежемесячного государственного пособия в размере пяти минимальных размеров оплаты труда. Пособие назначает судья в постановлении о применении указанной меры принуждения.

Временное отстранение от должности является длящейся мерой процессуального принуждения. Она считается примененной с момента провозглашения постановления судьи. Временный характер означает, что решение об отстранении от должности не окончательное, оно действует в период предварительного расследования и судебного разбирательства, пока в данной мере не отпала необходимость. В ходе предварительного расследования она может быть отменена на основании мотивированного постановления прокурора, следователя, дознавателя. Согласия судьи на принятие такого решения не требуется (ч. 4 ст. 114 УПК РФ).

При завершении производства по делу должен быть окончательно разрешен и вопрос об отстранении от должности.

Источник: http://www.prokuror-rostov.ru/law_explanation/152250/1720

Процедура временного отстранения от занимаемой должности: основания. порядок действий и разбор особых случаев

Для отстранения от должности должны быть серьезные причины. Эта мера применяется строго только в случаях, перечисленных в двух нижеизложенных законах и в еще нескольких нормативных актах. Осуществление подобного действия без достаточных оснований наказуемо.

Нормативные акты

Отстранение от работы регламентируется ст. 76 ТК.

Руководитель организации или предприятия применяет данный способ воздействия при обстоятельствах:

  • нетрезвое состояние на работе (наркотическое или алкогольное);
  • отсутствие медаттестации, включая обязательное психиатрическое обследование;
  • отсутствие аттестации по нормам безопасности и охране труда;
  • выявление противопоказаний к выполнению трудовых обязанностей (эта причина должна подтверждаться соответствующими медицинскими документами);
  • требование органов правопорядка, судебных или иных;
  • иные случаи, указанные в законе.
Читайте так же:  Центр инвест оформление кредита

Эта мера предусмотрена также Уголовно-процессуальным кодексом и регламентируется 114 статьей. О применении отстранения перед судом могут ходатайствовать следователь, получив согласие следственного отдела, или дознаватель, после согласования с прокурором.

Отстранение от должности считается временным, но проводится принудительно. Применяется в целях соблюдения законного порядка судопроизводства и является проявлением недоверия. Постановление отсылается в организацию, где работает указанное лицо.

Подразумевается вероятность того, что подозреваемый или обвиняемый будет мешать следствию:

  • мешать проведению ревизий;
  • пытаться уничтожить компрометирующие его документы;
  • может фальсифицировать документы;
  • в серьезной ситуации может оказывать давление на подчиненных;
  • производить иные действия, которые помешают суду правильно оценить ситуацию и вынести верное решение.

По рекомендации Генпрокуратуры РФ отстранение от должности может применяться в случае:

  • привлечения гражданина к уголовной ответственности за правонарушение или преступление в организации, где он работает;
  • если свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми являются его подчиненные;
  • если гражданин уже сделал попытки запутать следствие и помешать работе экспертов и следователей.

Когда можно применить данную меру принуждения?

Применения данной меры могут потребовать органы или должностные лица, имеющие полномочия, подтвержденные законодательно (ст. 76, ч.7 ТК РФ).

Предъявляется требование исключительно в письменном виде. Это может быть постановление, предписание, оформленное по установленному образцу. Если работодатель получает подобную бумагу, он имеет право проверить правомочия требующего органа.

При соответствии двум указанным пунктам ему придется издать приказ об отстранении сотрудника от работы.

Кто может выдвинуть подобное требование?

Документ такого рода могут написать небольшое количество государственных органов в лице уполномоченных граждан, занимающих соответствующие должности.

Гострудинспекция

Орган, отвечающий за соблюдение всех предписаний трудового законодательства. Обладает правом составлять и выдавать работодателям обязательные к исполнению предписания, в которых содержатся требования об исправлении ошибок и нарушений норм закона.

Это могут быть требования о восстановлении незаконно уволенных, назначении санкций лицам, допустившим нарушение законов, или отстранении их от должности.

Отстранение от должности может применяться к лицам, не прошедшим инструктаж о мерах безопасности на рабочем месте, стажировку, аттестацию и т. д. В этом случае такое предписание может написать инспектор ГИТ.

Однако согласно ст. 76, ч. 3 ТК ему придется внимательно разобраться в обстоятельствах. Если инструктаж не был пройден не по вине самого работника, то в течение всего времени простоя ему будет начисляться зарплата.

Санэпиднадзор

По обстоятельствам их могут временно перевести на другую должность, где вероятность заражения других людей отсутствует. Если такой возможности нет, их отстраняют от работы на определенное время, в течение которого им выплачиваются пособия.

При этом, если в полученном предписании отсутствует прямое требование об отстранении конкретного гражданина (или граждан) от должности, работодатель может принять решение об этом самостоятельно в рамках ТК. Такой вариант может содержать указание на нарушенные права работников, организации прохождения медосмотра, иные указания.

Как пример, можно рассмотреть ситуацию, когда есть некоторое число работников, не прошедших обязательную медицинскую аттестацию. Основанием будет факт отсутствия у них соответствующего документа. Однако если это произошло не по их небрежности, то весь период вынужденного простоя будет начисляться зарплата.

Судебные органы

Данная мера применяется, когда этого требует суд (ст. 29 УПК РФ о полномочиях суда). Работодатель обязан отстранить работника, если он обвиняется или подозревается в совершении преступления.

Основание для применения этой меры появляется, если гражданин привлекается к ответственности как обвиняемый или подозреваемый по делу, которое ведется в отношении иного лица.

Источник: http://prozakon.guru/trudovoe/otstranenie-ot-dolzhnosti.html

Что значит отставка Юрия Чайки. Его заменит человек из СК — давнего противника прокуратуры

Президент освободил от должности генпрокурора Юрия Чайку — и это уже вторая громкая отставка за последние пять дней (15 января о своём уходе объявил Дмитрий Медведев). Чайка руководил Генпрокуратурой почти 14 лет, а теперь его место займёт Игорь Краснов — заместитель председателя СК. Эти ведомства давно конкурировали между собой, и, похоже, чаша весов наконец склонилась на одну из сторон.

О том, что Юрий Чайка освобождён от должности генерального прокурора, сообщается на сайте президента РФ 20 января. Официальная причина, по которой Чайка уходит после почти 14-летнего руководства Генпрокуратурой, — «переход на другую работу». Какую именно — не уточняется.

Владимир Путин уже предложил освободившееся место Игорю Краснову — заместителю председателя СК. Кандидатура внесена на рассмотрение Совета федерации, и, как пишут «Известия», все вопросы решат в Совфеде в среду, 22 января.

У Игоря Краснова есть опыт работы в прокуратуре — он служил в органах с 1997 года. Затем стал следователем в Генпрокуратуре, а в 2007 году перешёл в Следственный комитет на должность старшего следователя по особо важным делам при председателе СК, пишет «Интерфакс». Краснов известен тем, что расследовал несколько резонансных уголовных дел, в том числе покушение на Анатолия Чубайса в 2005 году и убийство Бориса Немцова в 2015 году.

Заместителем председателя СК Игорь Краснов стал в 2016 году. А в 2017 году получил звание генерал-лейтенанта юстиции.

Как только стало известно об отставке Чайки, журналисты тут же задались вопросом: связаны ли кадровые перестановки с противостоянием Генпрокуратуры и СК. Но пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отказался это комментировать.

Рассуждать о разных противостояниях и так далее — это, наверное, удел, скорее, аналитиков и политологов. Мы в данном случае оставляем подобные вопросы без комментариев.

Следственный комитет — относительно молодой орган. В 2007 году полномочия прокуроров по контролю за работой следователей сильно урезали, поясняет РБК. Тогда же создали Следственный комитет при прокуратуре, а через четыре года он стал самостоятельным органом. Прокуратура потеряла доступ к материалам уголовных дел в ходе следствия, а значит, и возможность следить, как СК соблюдает законы. В 2018 году прокуратура предлагала вернуть ей утраченные полномочия — и эту идею даже поддержал президент.

В русскоязычном твиттере тема кадровых перестановок в СК и прокуратуре стала очень обсуждаемой. Пользователи сочли, что это новый виток противостояния двух ведомств — правда, истолковали его все по-разному.

Читайте так же:  Алименты по старости с детей

Источник: http://medialeaks.ru/news/2001vzn-prokuratura-and-sk/

Статья 114. УПК РФ. Временное отстранение от должности

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

Видео (кликните для воспроизведения).

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарии к ст. 114 УПК РФ

1. Возбуждение перед судом ходатайства о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности не обязанность, а право следователя (дознавателя и др.).

2. О временном отстранении от должности должно выноситься постановление судьи.

3. Постановление должно быть мотивированным. Это означает, что необходимость принятия этого решения не только должна быть подтверждена содержащимися в деле доказательствами, но и на наличие таковых должно быть указано в самом постановлении.

4. Постановление об отмене отстранения от должности направляется тому же должностному лицу, которому в свое время было отправлено постановление об отстранении от должности.

5. См. также комментарий к ст. 109 УПК.

Если у Вас остались вопросы, то обратитесь за консультацией к нашим юристам.

Для того, чтобы понять как действовать в вашем случае, пожалуйста заполните форму обратной связи. Кратко опишите Вашу ситуацию укажите Ваше Имя город и номер телефона отправьте заявку и получите консультацию нашего юриста в течении 10 минут.

Источник: http://consultant-mos.ru/kodeksy-rf/upk/statya-114-upk-rf.html

Статья 114. Временное отстранение от должности

1. При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого следователь с согласия руководителя следственного органа, а также дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного частью пятой настоящей статьи.

2. В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

3. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.

4. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

5. В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации направляет Президенту Российской Федерации представление о временном отстранении от должности указанного лица. Президент Российской Федерации в течение 48 часов с момента поступления представления принимает решение о временном отстранении указанного лица от должности либо об отказе в этом.

6. Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 114 УПК РФ

1. Согласно словарному определению должность — это служебное место. Исходя из такого определения данного понятия, норму части первой комментируемой статьи можно толковать предельно широко: на ее основании от должности может быть освобожден любой служащий в государственных и негосударственных учреждениях, а не только должностное лицо, которое в законе (примечание к статье 285 УК) определяется гораздо уже. Такая трактовка подтверждается и историей вопроса: комментируемая норма сейчас действует в редакции Федерального закона от 4 июля 2003 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». Она заменила прежнюю формулировку, которая начиналась со слов: «В случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого…».

2. Цель применения комментируемой меры уголовно-процессуального принуждения заключается в том, чтобы предотвратить возможность использования служащим своего положения в целях воспрепятствования производству по уголовному делу. Конечно, сказанное касается прежде всего должностных лиц. Именно власть имущий на время уголовного судопроизводства должен быть лишен всяких рычагов («административного ресурса») влияния на ход расследования и судебного разбирательства.

3. Временное отстранение обвиняемого от должности допускается только на основании постановления судьи, которое выносится по ходатайству дознавателя или следователя, отменяется постановлением дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость, иначе говоря, когда отпадает опасение, что должностное лицо использует свое положение во вред интересам расследования. Это может случиться, например, потому, что данное лицо вообще уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу. Отстранение от должности может быть отменено и в связи с окончанием предварительного расследования, когда все доказательства собраны и уже известны обвиняемому вследствие ознакомления с делом. Ни в судебной, ни в прокурорской санкции постановление следователя об отмене данной меры не нуждается.

4. Согласно части шестой комментируемой статьи и пункту 8 части второй статьи 131 УПК, к которому она отсылает, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый, независимо от своей должности и размера своих доходов, утраченных в связи с отстранением, имеет право на ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда, которое назначается ему судебным решением одновременно с применением меры процессуального принуждения, о которой идет речь, и выплачивается из средств федерального бюджета (пример применения и толкования комментируемой нормы см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2009. N 11. С. 24).

Читайте так же:  Можно ли переносить дополнительный отпуск

Источник: http://stupkrf.ru/114

«Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения по уголовным делам о фактах коррупции» (разъяснение Прокурора Пензенской области от 7 декабря 2015 г.)

Разъяснение Прокурора Пензенской области от 7 декабря 2015 г.
«Временное отстранение от должности как мера процессуального принуждения по уголовным делам о фактах коррупции»

Временное отстранение от занимаемой должности — это мера процессуального принуждения, предусмотренная ст. 114 УПК РФ, которая заключается в наложении запрета на подозреваемого, обвиняемого выполнять свои служебные обязанности в пределах сроков предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела, что особенно актуально для лиц, совершивших преступления коррупционной направленности, одним из основных признаков которых является их совершение с использованием служебного положения.

Она применяется, когда оснований заключить обвиняемого под стражу нет, но и в силу различных причин недопустимо его пребывание на работе.

Эта мера ограничивает закрепленное в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ право свободно выбирать род деятельности и профессию, в связи с чем законом установлен судебный порядок ее применения.

От должности могут быть освобождены служащие, занимающие должности, как в государственных, так и в негосударственных учреждениях, обладающие признаками должностного лица, определенными в примечаниях к ст.ст. 285, 290 и 201 УК РФ.

Цель временного отстранения от занимаемой должности — предотвращение возможности использования служащим своего положения для воспрепятствования производству по уголовному делу.

Она подлежит применению при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый, обвиняемый, оставаясь на этой должности, продолжит преступную деятельность, будет угрожать участникам уголовного судопроизводства или другим способом воздействовать на них с целью добиться с их стороны определенных действий или решений, сможет уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу.

Отстранение от должности может быть отменено не только судебным решением, но и постановлением дознавателя, следователя самостоятельно, например, в случае, если должностное лицо уволено со службы в установленном порядке или к нему применена мера пресечения в виде заключения под стражу либо в ней отпала необходимость.

Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 УПК РФ, то есть в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Информация подготовлена отделом прокуратуры области по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Данный материал размещен в системе ГАРАНТ в соответствии с соглашением о взаимодействии Прокуратуры Пензенской области и ООО «Пенза-Информ»

Источник: http://base.garant.ru/17410452/

Ряд высокопоставленных прокуроров покидают Генпрокуратуру

Помимо замгенпрокурора Виктора Гриня и официального представителя Генпрокуратуры Александра Куренного, в отставку попросились несколько высокопоставленных сотрудников главного надзорного ведомства.

Рапорт об отставке подал первый замгенпрокурора РФ Александр Буксман, пишет “Московский комсомолец”. О причинах такого шага неизвестно, отметили изданию в ведомстве.

Примеру Буксмана последовали замгенпрокурора РФ Андрей Некрасов, замгенпрокурора РФ в УрФО Юрий Гулягин, бывший полномочный представитель президента РФ в Уральском федеральном округе и замгенпрокурора РФ Николай Винниченко.

В отставку попросились также руководители трех главных управлений Генпрокуратуры: начальник главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Анатолий Паламарчук, начальник управления делами Генпрокуратуры Сергей Сергеев и начальник кадрового управления Сергей Замуруев, пишет Ura.ru.

По данным телеграм-канала ВЧК-ОГПУ, новый генпрокурор Игорь Краснов начал тотальную чистку ведомства. В первую очередь в черный список попали люди, преданные лично сыновьям экс-генпрокурора Юрия ЧайкеАртему и Игорю. “Источники говорят, что под ударом сейчас замгенпрокурора по СКФО Дмитрий Демешин, замгенпрокурора Николай Шишкин. И, конечно же, опора всего бизнеса семьи Чайки замгенпрокурора Геннадий Лопатин”, — говорится в сообщении.

Напомним, что днем ранее просьбу об отставке выразили замгенерального прокурора РФ Виктор Гринь и официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной.

22 января Совет Федерации назначил на должность генпрокурора бывшего замглавы СКР Игоря Краснова. Его кандидатуру представил президент. Прежний генпрокурор Юрий Чайка перешел на новое место работы — ему предложили должность полпреда президента на Северном Кавказе.

О ситуации в Генпрокуратуре ПАСМИ рассказал действующий сотрудник главного надзорного ведомства.

Источник: http://pasmi.ru/archive/256210/

Путин освободил от должности прокурора Москвы

Владимир Путин освободил от занимаемой должности прокурора Москвы Владимира Чурикова. Сообщение об этом опубликовано на сайте Генпрокуратуры.

Ведомство также сообщило об освобождении от должности прокурора Курганской области Игоря Ткачева.

В сообщении не указаны причины увольнения прокуроров.

Чуриков родился в 1957 году в Красноярском крае, в 1983–2010-м работал в органах прокуратуры этого региона и города Красноярска. Затем до 2015 года занимал должность прокурора Волгоградской области, прокурором Москвы был назначен в 2015 году.

Чуриков награжден нагрудным знаком «За безупречную службу в прокуратуре Российской Федерации», именным оружием и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, говорится на сайте прокуратуры.

Предшественника Чурикова на посту прокурора Москвы Сергея Куденеева газета «Коммерсантъ» связывала с коррупционным делом, в котором фигурировал бывший начальник управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Москве Алексей Волков.

По сведениям газеты, Волков за вознаграждение в €500 тыс. пообещал неназванному экс-банкиру, которого обвинили в хищениях, решить вопрос его уголовного преследования и обратился к чиновнику Минюста. Тот, в свою очередь, позвонил Куденееву. Экс-прокурор встретился с Волковым, но не стал ему помогать, поручив разбираться в деле сотруднику прокуратуры Центрального округа Москвы.

«Коммерсантъ» пояснял, что сам факт контактов Куденеева с Волковым противоречил прокурорской этике. Газета сообщила, что он написал заявление об отставке и начал искать работу на гражданской службе.

Источник: http://www.rbc.ru/society/29/12/2018/5c2767029a794747d61b8ce8

Начальники «главков» Генпрокуратуры подали рапорты об увольнении

Рапорт об увольнении подали три руководителя главных управлений Генеральной прокуратуры, рассказали РБК два источника, близких к надзорному ведомству.

Читайте так же:  В каких случаях можно не платить алименты

С просьбой об отставке к генеральному прокурору обратились начальник Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Анатолий Паламарчук, начальник кадрового управления Сергей Замуруев и начальник управления делами Генпрокуратуры Сергей Сергеев, рассказали собеседники РБК. По их словам, в настоящий момент неизвестно, в какой стадии рассмотрения находятся рапорты этих сотрудников.

РБК направил запрос в пресс-службу Генеральной прокуратуры.

Ранее РБК сообщал, что кандидатуру Сергея Замуруева рассматривали на должность заместителя генерального прокурора Чайки.

Управделами Генпрокуратуры генерал-лейтенант полиции Сергей Сергеев до прихода в надзорное ведомство руководил подмосковным управлением ГИБДД, а затем занимал должность начальника департамента по материально-техническому и медицинскому обеспечению МВД.

В понедельник, 20 января, президент Владимир Путин выдвинул кандидатуру замглавы Следственного комитета Игоря Краснова на пост генпрокурора вместо Юрия Чайки, который был назначен полпредом в Северо-Кавказском федеральном округе. 22 января Совет Федерации назначил Краснова на пост генпрокурора.

Новый генпрокурор пообещал оценить работу прокуроров всех регионов. «Конечно, будет дана оценка работы каждому прокурору субъекта РФ и каждому работнику прокуратуры», — сказал Краснов, выступая в верхней палате.

Ранее источники «Коммерсанта» говорили, что из ведомства также могут уйти первый заместитель генпрокурора Александр Буксман и заместитель генпрокурора Виктор Гринь.


Источник: http://www.rbc.ru/politics/22/01/2020/5e2846029a7947094e65dbbd

В России новый генпрокурор — Игорь Краснов. Его первые обещания: бороться коррупцией в ЖКХ, улучшить работу следствия, бить по рукам за лишние проверки бизнеса

Совет Федерации на пленарном заседании в среду поддержал предложение президента об отставке генпрокурора Юрия Чайки (он займет пост полпреда в Северо-Кавказском федеральном округе). Новым Генпрокурором назначен Игорь Краснов , который до этого работал заместителем главы Следственного комитета.

Накануне профильные комитеты Совфеда — комитет по конституционному законодательству и комитет по обороне на своем совместном заседании единогласно проголосовали за предложенные президентом кадровые перестановки в Генпрокуратуре . Правда, на заседание комитетов приехал один Краснов. А вот на пленарку Совфеда приехали и Чайка, и Краснов — один за отставкой, другой за назначением.

За кадровые перестановки в Генпрокуратуре сенаторы голосовали тайно. Против отставки Чайки проголосовал только один сенатор, один воздержался. Матвиенко поблагодарила Чайку за сотрудничество с сенаторами, вручила грамоту «за соблюдение законности и правопорядка» и расцеловала на прощанье.

— Думаю у Игоря Викторовича (Краснова, — Ред.) все ляжет, он из системы прокуратуры, все будет хорошо, — сказал сенаторам Чайка.

Игорь Краснов и Юрий Чайка на заседании Совета Федерации РФ. Фото Антон Новодережкин/ТАСС

После этого на трибуну вышел Краснов. Он напомнил, что задача прокуратуры — противостоять коррупции и беззаконию. Краснов пообещал жестко бороться с коррупцией и более того — создать по отношению к ней атмосферу нетерпимости. Он уточнил, что речь, прежде всего, идет о коррупции в ЖКХ , в сфере обеспечения жильем детей-сирот и многодетных. Отдельно Краснов сказал о вырубке лесов, заметив, что воровство там процветает.

Краснов пообещал обратить особое внимание на жалобы граждан, связанные с качеством следствия, а также с нарушениями в образовании и здравоохранении.

— Планирую наладить эффективную обратную связь с населением, повысить прозрачность Генпрокуратуры, выстраивая ее работу под нужды общества, — заметил Краснов.

Сказал Краснов и о проверках в отношении бизнеса. Он привел пример с пожаром в торговом центре «Зимняя вишня» в Кемерово в 2018-м году, где погибли 60 человек, в том числе 37 детей.

— Все вроде все проверяли, но на самом деле не проверяли ничего! — заметил Краснов. — Прокуроры должны направлять проверяющих туда, где они должны быть. И бить по рукам, когда пытаются найти нарушения на ровном месте.

Сенаторы поинтересовались, как Краснов относится к их предложению отменить «клетки» в судах, куда помещают подследственных.

— Клетки в судах — это проблема, ее надо решать. Будем заниматься, — пообещал Краснов.

Говоря о своих преимуществах на посту генпрокурора, Краснов заметил, что его работа в Следственном комитете позволит по-новому смотреть на работу МВД и «лучше понимать процесс».

— У Игоря Викторовича безупречная репутация. Посмотрите, какой профессиональный путь он прошел: от следователя районной прокуратуры до замруководителя Следственного комитета. Человек, который в совершенстве владеет техникой раскрытия преступлений, будет наблюдать за следствием, видеть все его огрехи, — заметила сенатор Елена Мизулина.

— Это человек из системы, а не, как у нас говорят, с Садового кольца. Он всего добился сам. Родился в Архангельской области. Как Ломоносов в свое время пошел ногами из Холмогоров завоевывать Москву , так и Игорь Викторович. И у него, как и у Ломоносова, это получилось, — заметила спикер Совфеда Валентина Матвиенко.

Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Фото Антон Новодережкин/ТАСС

В качестве напутствия на новом посту Матвиенко пожелала Краснову больше заниматься профилактикой правонарушений.

— А не действовать по принципу «хватать, сажать, не пущать». У нас не стоит задача посадить побольше людей, — заметила глава Совфеда.

После этого сенаторы единогласно проголосовали за назначение Краснова генпрокурором. Краснов вышел на трибуну Совфеда и принес присягу.

Совет Федерации официально утвердил Игоря Краснова в должности генерального прокурора России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Будущий глава Генпрокуратуры Игорь Краснов пообещал бороться с нарушениями в низовых инстанциях, вступить в диалог с обществом и не устраивать кадровых «зачисток»

Во вторник Игорь Краснов, предложенный президентом на пост главы Генпрокуратуры, приехал в Совет Федерации. Напомним, сейчас Краснов занимает должность заместителя главы Следственного комитета. По правилам перестановки в Генпрокуратуре вначале должны рассмотреть профильные комитеты Совфеда — это комитет по конституционному законодательству и комитет по обороне. А потом, в случае их одобрения вопрос о назначении Генпрокурора выносится на заседание Совфеда. (подробности)

Кто такой Игорь Краснов, который станет новым генпрокурором

«Владимир Путин внес на рассмотрение Совета Федерации кандидатуру заместителя председателя Следственного комитета РФ Игоря Краснова на должность генерального прокурора РФ и предложение об освобождении от этой должности Юрия Чайки в связи с переходом на другую работу», — сообщили в пресс-службе президента. (подробности)

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.kp.ru/daily/27082.4/4153189/

Отстранение прокурора от должности
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here