Порядок замещения должности руководителя

Статья 22. Порядок замещения должности руководителя предприятия на конкурсной основе

Статья 22. Порядок замещения должности руководителя предприятия на конкурсной основе

22.1. При наличии нескольких кандидатов допускается проведение конкурса на замещение должности руководителя предприятия.

Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия в составе председателя, секретаря и членов комиссии. В состав конкурсной комиссии включаются заместитель Председателя Правительства Свердловской области, заведующие (ведущие специалисты) отраслевого, организационного и юридического отделов, а также могут включаться независимые эксперты (психологи, научные работники и другие).

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Количественный и персональный состав конкурсной комиссии, сроки проведения конкурса утверждаются Председателем Правительства Свердловской области.

22.2. Конкурсная комиссия использует различные методы оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов, включающие изучение документов, собеседование, профессиональное и психофизиологическое тестирование, анкетирование, проведение групповых дискуссий по проблемам, связанным с будущей работой, и другое. Результаты исследований оформляются документально и подписываются соответствующими специалистами.

Оценка профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов производится по балльной системе.

22.3. После всестороннего, полного и объективного изучения профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов и подсчета набранных ими баллов конкурсная комиссия принимает решение о том, кто из кандидатов выдержал конкурс. Выдержавшим конкурс считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании, открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии решающим является голос председателя.

22.4. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами конкурсной комиссии, принявшими участие в голосовании. К протоколу прилагаются результаты конкурсных испытаний, которые прошел кандидат, выдержавший конкурс.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

22.5. Назначение определенного на конкурсной основе кандидата на должность руководителя предприятия также проводится в соответствии с установленным порядком.

>
Трудовой коллектив предприятия. Социальное партнерство (ст.ст. 23 — 24)
Содержание
Закон Свердловской области от 4 ноября 1995 г. N 32-ОЗ «О статусе областного государственного унитарного предприятия»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/9309197/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

Положение о замещении работников

Под замещением понимается исполнение одним работником должностных обязанностей другого работника, отсутствующего, к примеру, по причине временной нетрудоспособности, командировки или отпуска. Когда отсутствие работника достаточно длительное, для исполнения его обязанностей может привлекаться работник со стороны. Например, в период нахождения основного работника в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет. В таком случае работодатель вправе заключить с новым работником срочный трудовой договор (ст. 59 ТК РФ). В иных случаях для исполнения обязанностей временного отсутствующего работника работодатель обычно привлекает кого-то из числа своих же работников. Важно при этом различать замещение и совмещение. Замещение предполагает, что работник, исполняющий обязанности отсутствующего работника, временно освобождается от своих собственных обязанностей (72.2 ТК РФ). А при совмещении должностей работник трудится за двоих: за себя и за коллегу, которого нет на рабочем месте (ст. 60.2 ТК РФ).

А должен ли работодатель утверждать Положение о замещении работников?

Об особенностях замещения временно отсутствующего работника

В общем случае работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодатель на срок до 1 года. А когда такой перевод производится для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохранено рабочее место, — до выхода такого работника на работу. В любом случае такой перевод возможен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме.

Необходимо иметь в виду, что если по окончании срока перевода работнику не была предоставлена его прежняя работа, а такой работник и не требовал ее предоставления и продолжал работать, то считается, что соглашение о временном характере перевода утрачивает силу, а сам перевод считается постоянным (ч. 1 ст. 72.2 ТК РФ).

Важно также учитывать, что если необходимость замещения временно отсутствующего работника была вызвана чрезвычайными обстоятельствами, то перевод работника на не обусловленную трудовым договором работу для замещения временно отсутствующего работника возможен без согласия такого работника на срок до 1 месяца. Но это касается случая, когда временная работа требует такую же или более высокую квалификацию. Для перевода на работу, требующую более низкой квалификации, потребуется письменное согласие работника (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ). Под чрезвычайными обстоятельствами в данном случае понимаются катастрофа природного или техногенного характера, производственная авария, несчастный случай на производстве, пожар, наводнение, голод, землетрясение, эпидемия или эпизоотия, а также любые исключительные случаи, ставящие под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части (ч. 2 ст. 72.2 ТК РФ).

Законодательство не обязывает работодателя утверждать какое-либо положение о замещении должностей. Работодатель может руководствоваться общим порядком, предусмотренным ТК РФ. Однако с учетом специфики своей деятельности и в целях уточнения отдельных вопросов при замещении работников, такое положение может разрабатываться. При этом оно может утверждаться в отношении отдельных структурных подразделений работодателя, предусматривать порядок замещения и особенности его оплаты. Напомним, что порядок оплаты при замещении определен только для чрезвычайных случаев. Указывается, что оплата труда производится по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка по прежней работе (ч. 4 ст. 72.2 ТК РФ). В иных случаях замещения порядок оплаты согласовывается сторонами и может быть определен Положением о порядке временного замещения.

Положение о замещении утверждается руководителем организации. С Положением необходимо ознакомить работников под роспись (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).

Читайте так же:  Заявление справка о доходах на работу

Приведем пример Положения о замещении работников в организации.

Источник: http://glavkniga.ru/forms/762

Порядок замещения должности руководителя: назначение, избрание, замещение на конкурсной основе

В последнее время при возникновении трудовых правоотношений в нормах права закрепляется такое понятие как “представление”. Так, в п.7 Типового положения о городском (городов областного и районного подчинения) управлении (отделе) земельных ресурсов, утвержденного Постановлением КМУ №930 от 7 августа 1996г., содержится норма, согласно которой назначение начальника управления осуществляется председателем Госкомзема по представлению, внесенному в установленном порядке начальником областного управления земельных ресурсов [41,7].

Как видим, акту представления придается такое значение, как и акту назначения на должность, о чем свидетельствует, в частности, указание о строгом соблюдении порядка представления. Данная норма также подтверждает наличие двух самостоятельных элементов волеизъявления работодателя, без наличия обоих невозможно возникновение указанных правоотношений.

Что качается избрания руководителя предприятия, то такая правовая форма замещения должности характерна для хозяйственных обществ и их предшественников — кооперативов, а также государственных органов.

Выбор на должность, как основание возникновения трудовых правоотношений, могут осуществляться двумя путями: проведением прямых или представительными органами выборов или путем конкурсного подбора кадров.

Избрание на выборную должность представляет собой наиболее демократический порядок замещения руководящих должностей в различных хозяйственных обществах, а также в государственных органах. Особенностью этого основания возникновения трудовых правоотношений является опять же то, что лица или органы, проводящие избрание, как правило, не относятся к субъектам этих трудовых правоотношений.

Лица, избранные на определенные должности в своей деятельности обычно подконтрольны избравшим их органам и периодически должны перед ними отчитываться.

Любопытно, что этот порядок применялся ранее и для замещения должностей руководителей государственных предприятий, его закрепили постановление ЦК КПСС, Совета Министерства СССР и ВЦСПС от 8 марта 1988г. № 174 и рекомендация с аналогичным названием, которые действовали в течение почти трех лет. Это было в духе того перестроечного времени, когда начинались активные процессы демократизации общества, однако вскоре учеными и практиками был сделан вывод о нецелесообразности выборов руководителей предприятий трудовыми коллективами, в качестве аргументов приводились неспособность рядовых работников объективно оценить деловые качества кандидата на должность руководителя, то, что при выборе работники исходят в основном из личностных симпатий или антипатий к руководителю, а также высказывались опасения по поводу возможной фальсификации результатов выборов и т.п.

Особым порядком подбора работников на должности является конкурс. В научной литературе этот вопрос разрабатывался такими учеными как Л.И. Лозор [42,1-30], [43,1-30], Л.В. Соловьева [44,121-123] и др. Конкурс позволяет отобрать для замещения определенной должности лучшего из претендентов. При конкурсе право подбора работников принадлежит не руководителю предприятия, учреждения, организации, а коллективному органу, который путем голосования решает вопрос, кто же из претендентов наиболее отвечает требованиям этой должности.

Конкурсный порядок замещения должностей практикуется в научно-исследовательских учреждениях, театрально-зрелищных организациях, применяется для замещения должностей педагогических работников вузов и на государственной службе.

Но избрание по конкурсу — это еще не заключение трудового договора. Это — лишь основание для его заключения. Руководитель предприятия, учреждения, организации при наличии процедурных нарушений порядка проведения конкурса может отменить его результаты и начать новый конкурс.

Более детально механизм проведения конкурса я хотела бы проиллюстрировать на примере Положения о порядке работы постоянной конкурсной комиссии по проведению конкурсов на замещение вакантных должностей председателей правления ОАО [45,248-252].

Целью положения является обеспечение конкурентности, справедливости, непредубежденности при проведении конкурсов на замещение вакантных должностей председателей правления ОАО. Действие этого Положения распространяется на ОАО, созданные в процессе приватизации и корпоратизации, до проведения первого общего собрания акционеров, а также по решению общего собрания акционеров до реализации 50% акций ОАО.

Количество членов комиссии не может быть меньше пяти, возглавляет ее Председатель Национального агентства Украины по управлению государственными корпоративными правами (далее — Агентство) или его заместитель. Персональный состав комиссии утверждается приказом Агентства.

рассмотрение документов относительно предложенных кандидатур и программы деятельности кандидатов на должность председателя правления ОАО;

проведение конкурсного отбора кандидатур на замещение вакантных должностей — председателей правления;

представлять выводы относительно программ, представленных кандидатами, и выводы относительно назначения кандидата на должность председателя правления ОАО;

определять сроки проведения конкурсов, подводить их итоги и осуществлять публикации;

приглашать, в случае необходимости, на свои заседания представителей органов исполнительной власти, членов наблюдательных советов ОАО и других заинтересованных лиц;

при необходимости привлекать к работе в комиссии с правом совещательного голоса работников Агентства;

требовать от кандидатов, в случае необходимости, предоставления дополнительной информации относительно положений своей программы;

приглашать при необходимости к рассмотрению программ, представленных кандидатами, независимых экспертов;

принимать решения относительно отбора кандидатов на должность, в соответствии с представленными документами, заочно;

Участником конкурса может быть физическое лицо, имеющее соответствующий уровень профессиональной подготовки и опыт практической работы.

Для участия в конкурсе подаются:

заявление об участии в конкурсе;

заполненный в установленном порядке личный листок по учету кадров с наклеенной фотографией;

автобиография, написанная собственноручно;

план работы на должности председателя правления ОАО;

программа улучшения финансово-экономического состояния ОАО;

письма-представления из организаций, которые рекомендуют участника (при наличии).

Решение об определении победителя конкурса принимается на основании результатов голосования членов комиссии простым большинством голосов, о чем составляется соответствующий протокол. При равном количестве голосов, голос председателя является решающим.

Протокол, подписанный членами комиссии, является основанием для заключения Агентством контракта и издания приказа о назначении участника, прошедшего конкурс, на должность председателя правления ОАО.

Итоги проведения конкурса в пятидневный срок после утверждения протокола Председателем Агентства предоставляются для опубликования в “Украинской инвестиционной газете”.

Итак, конкурс — наиболее эффективный способ выявления необходимых работодателю профессиональных качеств и личностных качеств будущего руководителя предприятия, учреждения, организации. Он позволяет работодателю в условиях повышенного предложения выбрать работника из числа претендентов в соответствии с необходимыми деловыми качествами. К тому же сознание того, что твои деловые качества могут быть оценены на конкурсной основе до заключения трудового договора (контракта), а не после (когда работодателю фактически невозможно будет расторгнуть его по несоответствию деловых качеств), заставит претендентов повышать свой профессиональный уровень в соответствии с повышающимися требованиями.

Читайте так же:  Долг перед банком после суда

На Украине проведение конкурса при приеме на работу предусмотрено лишь для некоторых категорий работников. Не вижу причин, не позволяющих распространить этот порядок на всех руководящих работников, предусмотреть его в КЗоТ, сделать объектом локального регулирования.

Относительно назначения на должность, которое применяется в основном в государственных предприятиях, учреждениях, организациях, а также в госорганах, хочу сделать вывод, что

Элементы — волеизъявления в фактических составах — основаниях возникновения трудовых правоотношений играют роль согласования. Оценки, контроля процесса отбора кадров, позволяют учесть интересы и потребности различных уполномоченных субъектов. Использование конструкций фактических составов с элементами — волеизъявлениями, в частности, дает возможность обеспечить баланс интересов между различными ветвями власти, между центральными и местными органами власти или органами самоуправления в сфере реализации кадровой политики государства.

Источник: http://vuzlit.ru/156441/poryadok_zamescheniya_dolzhnosti_rukovoditelya_naznachenie_izbranie_zameschenie_konkursnoy_osnove

Статья 33. Порядок замещения должностей руководителей администрации города

Информация об изменениях:

Решением Кировской городской Думы от 27 ноября 2002 г. N 10/20 в статью 33 настоящего Устава внесены изменения

Статья 33. Порядок замещения должностей руководителей администрации города

1. Заместители главы администрации города Кирова и руководители, в сфере деятельности которых находятся вопросы, входящие в исключительное ведение городской Думы: финансовые, экономические, имущественные, земельные, по развитию местного самоуправления, назначаются на должности главой администрации города после получения согласия городской Думы на их назначение.

В случае несогласия городской Думы с предложенными кандидатами (кандидатом) на должности, глава администрации города в месячный срок со дня отказа выносит на новое рассмотрение городской Думы предложения о даче согласия на назначение кандидатов (кандидата) на должности.

В случае повторного отказа в даче согласия на назначение кандидатов (кандидата), глава администрации города не позднее одного месяца со дня повторного отказа городской Думы вновь вносит предложения по кандидатам (кандидату) на должности на рассмотрение городской Думы.

При этом глава администрации города вправе предложить одного и того же кандидата на должность заместителя главы администрации города Кирова или руководителя, в сфере деятельности которого находятся вопросы, входящие в исключительное ведение городской Думы, не более двух раз.

Дума может предложить главе администрации города своих кандидатов (кандидата) на указанные должности. В случае, если глава администрации города поддерживает эти кандидатуры (кандидатуру), он назначает их на должность без получения согласия Думы.

Кандидаты, в отношении которых не было принято решение городской Думы о согласии на их назначение, а также отклоненные кандидаты не могут быть допущены к исполнению должностных обязанностей по вышеуказанным должностям, за исключением случаев, когда кандидат является заместителем соответствующего руководителя по должности.

Принятие городской Думой решения о даче согласия на назначение на должность либо об отклонении предложенных кандидатур осуществляется в порядке, установленном Регламентом Кировской городской Думы.

Видео (кликните для воспроизведения).

Освобождение от должностей вышеуказанных лиц осуществляет глава администрации города.

2. Заместители глав администраций районов города, главы администраций сельских округов, поселкового округа и поселка городского типа и их заместители принимаются и освобождаются от должности главой администрации города по представлению соответствующего главы администрации района города.

3. Руководители комитетов, управлений, отделов, секторов и иных подразделений администрации города и их заместители принимаются и освобождаются от должности главой администрации города по представлению соответствующего заместителя главы администрации города.

4. Руководители отделов администраций районов города принимаются и освобождаются от должности главой администрации района города по согласованию с главой администрации города.

Источник: http://base.garant.ru/17121083/79232c367b45a2128d6a8d7ae0217075/

Статья 22. Порядок замещения должности руководителя предприятия на конкурсной основе

Статья 22. Порядок замещения должности руководителя предприятия на конкурсной основе

22.1. При наличии нескольких кандидатов допускается проведение конкурса на замещение должности руководителя предприятия.

Для проведения конкурса образуется конкурсная комиссия в составе председателя, секретаря и членов комиссии. В состав конкурсной комиссии включаются заместитель Председателя Правительства Свердловской области, заведующие (ведущие специалисты) отраслевого, организационного и юридического отделов, а также могут включаться независимые эксперты (психологи, научные работники и другие).

Заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов.

Количественный и персональный состав конкурсной комиссии, сроки проведения конкурса утверждаются Председателем Правительства Свердловской области.

22.2. Конкурсная комиссия использует различные методы оценки профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов, включающие изучение документов, собеседование, профессиональное и психофизиологическое тестирование, анкетирование, проведение групповых дискуссий по проблемам, связанным с будущей работой, и другое. Результаты исследований оформляются документально и подписываются соответствующими специалистами.

Оценка профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов производится по балльной системе.

22.3. После всестороннего, полного и объективного изучения профессиональных, деловых и личностных качеств кандидатов и подсчета набранных ими баллов конкурсная комиссия принимает решение о том, кто из кандидатов выдержал конкурс. Выдержавшим конкурс считается кандидат, получивший наибольшее количество баллов.

При равенстве баллов у нескольких кандидатов решение конкурсной комиссии принимается большинством голосов от числа ее членов, присутствующих на заседании, открытым голосованием. При равенстве голосов членов конкурсной комиссии решающим является голос председателя.

22.4. Результаты голосования и решение конкурсной комиссии заносятся в протокол, который составляется в одном экземпляре и подписывается председателем, секретарем и членами конкурсной комиссии, принявшими участие в голосовании. К протоколу прилагаются результаты конкурсных испытаний, которые прошел кандидат, выдержавший конкурс.

22.5. Назначение определенного на конкурсной основе кандидата на должность руководителя предприятия также проводится в соответствии с установленным порядком.

>
Трудовой коллектив предприятия. Социальное партнерство (ст.ст. 23 — 24)
Содержание
Закон Свердловской области от 4 ноября 1995 г. N 32-ОЗ «О статусе областного государственного унитарного предприятия»

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Источник: http://base.garant.ru/9321500/53070549816cbd8f006da724de818c2e/

Замещение должности — это что такое? Положение, особенности проведения конкурса

В любом государстве всегда существуют граждане, которые постоянно находятся в поиске работы. По тем или иным причинам они пытаются найти что-то лучшее, чем есть на данный момент. И во многих компаниях или учреждениях возникают ситуации, когда работник может продвинуться по карьерной лестнице, занять чью-то должность.

Однако замещение должности – это процесс, при котором необходимо проходить некоторые этапы, демонстрировать показатели собственной результативности, доказывать свои заслуги, необходимые для данной должности, и т. д. Однако подобные процедуры могут и понадобиться. С чем это может быть связано? На различных предприятиях существуют свои требования к кандидату, определенные условия и правила. Подробно изучить нюансы данного процесса можно с помощью этой статьи.

Читайте так же:  Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров

Понятие замещения

Что же собой представляет данное понятие? Замещение должности – это способ получения работником определённого должностного статуса, который оформляется через специальное назначение. Безусловно, подобный статус работник может приобрести как на постоянной основе, так и временно. Все зависит от условий, которые предлагает компания.

И тут количество вариантов разнообразно. Работник может замещать сотрудника, который находится в отпуске, в том числе и в декретном. Помимо этого, существует и ряд других примеров: основной работник ушёл на пенсию (в отставку), его уволили за несоблюдение каких-либо правил и т. д. И подобные примеры могут касаться замещения вакантной должности как государственной службы, так и гражданской. Притом замещающий работник может указываться в документах как ИО или ВРИО, где первая аббревиатура означает «исполняющий обязанности», а вторая – «временно исполняющий обязанности». Если существуют такие обозначения, то данный работник находится на этом посту лишь временно. Значит, на данное место со временем может быть назначен другой человек.

Дополнительная оплата

Замещение должности – это процесс, который может оплачиваться дополнительно тому, кто замещает. Однако это не всегда так. Существуют случаи, когда дополнительной оплаты не происходит. Кого это касается? Данный аспект, опять же, может затронуть замещение как должностей государственной службы, так и гражданской. От чего может зависеть наличие или отсутствие дополнительной оплаты в таких случаях?

Всё довольно просто. Устраиваясь на работу, каждый человек подписывает ряд документов. Среди них есть трудовой договор, должностная инструкция, инструктаж по технике безопасности и ещё много других, в зависимости от учреждения и занимаемой должности. Если в должностной инструкции прописано, что данный работник будет замещать, к примеру, начальника управления, то дополнительная оплата вполне может быть не начислена. Если человек подписал данный документ, то он автоматически соглашается на такие условия, и требовать материальной компенсации уже не может.

Замещение должности

В каждом учреждении существует своё положение о порядке замещения должностей. Они имеют не только некоторое сходство между собой, но и различия. Это имеет довольно простое объяснение. Всё дело в том, что в разных сферах и учреждениях выполняются различные функции, отличаются также и должностные обязанности. К примеру, у директора школы и завуча схожий функционал, однако существуют и различия в их деятельности.

Конечно, в обоих случаях деятельность директора и завуча направлены на процесс обучения, но существуют вопросы, которые может решать только директор учебного учреждения. Во многих учреждениях стараются сразу оговаривать порядок замещения должностей, чтобы избежать негативных последствий. Ведь рабочий процесс не должен прекращаться или приостанавливаться в случае необходимости замещения сотрудника. С уверенностью можно говорить о том, что все ответственные должности имеют запасной вариант на случай временного или полного отсутствия работника (должностного лица).

Отсутствие специального положения

Как уже было сказано выше, в большинстве случаев работникам определённых учреждений изначально даётся на подпись документ, в котором оговорена процедура замещения какой-либо конкретной должности. Всегда ли положение о замещении должностей оговаривается с сотрудником? Известны и такие случаи, когда этого не происходило. Соответствующего документа работник не подписывал или в нём просто не содержалось подобной информации. И что делать в таком случае?

Ведь отсутствующего работника необходимо заменить, без выполнения кем-либо его обязанностей могут наступить различные негативные последствия. В данной ситуации тоже существует выход. Первоначально следует получить согласие работника на замещение в письменном виде, затем определённым образом оформить необходимые договорённости, а в заключение заключить соответствующий договор о финансовой оплате работнику тех функций, которые он будет выполнять на новом месте (в новой должности). Как правило, все сотрудники соглашаются на подобное замещение. И даже если они займут должность лишь временно, то это всё равно даст им свои плюсы в виде нужного опыта, который вполне может пригодиться в будущем.

Конкурсная основа

Каким образом происходит замещение муниципальных должностей? Чтобы ответить на данный вопрос, достаточно понимать, что к муниципальным лицам относятся только те, кто не получил должность выборным путём либо получил её путём муниципальных выборов. К примеру, депутат не является муниципальным лицом, поскольку он был выбран иными выборами. И в данных случаях существуют определённые требования к лицу, которое будет замещать то или иное должностное лицо.

Здесь весомым фактором является и профессиональное образование, и стаж работы на муниципальной должности, и наличие определённых навыков и качеств, необходимых для осуществления рабочего процесса на желаемой должности. Естественно, что кандидатов может быть несколько, и это вполне обычное явление. Тогда организовывается проведение конкурса на замещение должности, где по определённым критериям выбирается наиболее подходящий кандидат. К слову, таким способом можно выбрать профессионала во всех смыслах, а его задачей будет показать, что данный выбор был верным.

Конкурс на государственную службу

Замещение должностей происходит в разных трудовых сферах. И в том или ином месте существует определённый метод отбора на должность. Где-то требования более жёсткие, где-то более мягкие. Замещение должности государственного служащего вполне возможно, и для этого, как правило, применяется один из нескольких методов. К данным методам можно отнести и конкурс, и выборы, и избрание.

Каждый из этих способов отличается по своей специфике и технике отбора. Примечательно то, что все они имеют своё отражение в законодательных актах страны. Стоит рассмотреть каждый метод более детально. Конкурсная основа предполагает под собой наличие нескольких кандидатов, которые должны продемонстрировать определённые показатели своей деятельности, уровень трудовых навыков и знаний. Тот, чьи результаты (показатели) будут выше остальных, займёт необходимую должность. Оценивать показатели должна специальная комиссия.

Выборы кандидата

Стоит обратить внимание, что данные способы относится к замещению должностей государственной и гражданской службы. Иными словами, лица, занимающие высокие посты, тоже проходят через подобные процедуры. К примеру – выборы. Абсолютно очевидно, что пост президента страны занимается гражданином через выборы населения. То же самое касается и партийных руководителей, и депутатов, и мэров. Естественно, существует и внутренняя система выборов, где нет надобности в голосовании всего населения страны.

Читайте так же:  Штрафы задолженность алименты

Существует немало примеров, когда выбирается кандидат на должность путём менее масштабного голосования. Оно может быть либо открытым, либо тайным. Этой процедуры вполне достаточно для того, чтобы занять должность без дополнительного утверждения. При этом такая политика закреплена на территории многих государств и существует уже множество лет. Об эффективности подобного метода каждый человек отзовётся по-своему, и это уже будет являться его личной точкой зрения.

О высокопоставленных должностях

Замещение должности – это процесс, где также могут использоваться избрание и выбор. Избрание представляет собой процедуру выбора из нескольких кандидатов одного специально созданным коллективным органом власти. Для того чтобы участвовать в подобной процедуре, кандидату обязательно необходимо наличие определённых признаков. Конечно, случается и так, что официальный претендент всего один. В этом случае тоже возможна процедура избрания, ведь известны случаи, когда у кандидата отсутствуют те или иные необходимые навыки и знания.

Проще говоря, человек не подходит на данную должность. Следующим методом на замещение должности также может быть выбор. Данный способ предполагает выбор одного кандидата из числа нескольких. Он не всегда требует гласного объяснения причин, обсуждения документов кандидата и т.д. Такой метод более широко используется среди высших должностей — выбор применяется, как правило, при избрании политиков.

Когда конкурс может не применяться

Замещение должностей гражданской службы может происходить тоже несколькими вариантами. Однако такое положение имеет возможность занять гражданин Российской Федерации, достигший совершеннолетия, владеющий государственным языком и соответствующий определённому перечню требований. Как правило, максимальный возраст, при котором кандидат может находиться на гражданской службе, – 65 лет. Зачастую на подобные должности либо происходит прямое назначение, либо проводится конкурс.

Если кандидат замещает на определённый срок руководителя или помощника, то конкурс не проводится. Это также касается и тех гражданских служащих, которые заключают срочные контракты, назначаются Правительством государства или Президентом, состоят в кадровом резерве, который сформировался по итогам предыдущего конкурса. Необходимости в проведении конкурса может не быть ещё и в тех случаях, когда замещается определённая должность гражданской службы, работа на которой связана с использованием сведений, относящихся к государственной тайне. А также при замещении должностей, которые относятся к категории младших.

Представление на должность

Конкурсный отбор может происходить в том случае, если кандидат не включён в вышеуказанные списки, а также тогда, когда происходит сокращение должностей гражданской службы либо при изменениях в рабочей структуре государственного органа. Конечно, не всегда претендента отбирает лично Президент, но необходимость в его назначении имеется. В таком случае к высшему руководству формируется представление на замещение должности тем или иным кандидатом.

Это своего рода описание личностных и профессиональных характеристик работника, который добросовестно выполнял свои обязанности на предыдущем месте. В данное представление входит и информация о доходах лица, и о его имущественных обязательствах. Конечно, необходимо указывать и общий стаж работы на занимаемой должности, и наличие образования, перечислить профессиональные навыки и личностные качества. Чем больше информации будет указано в представлении, тем выше шансы кандидата получить эту должность. Подобные процедуры происходят практически в каждом учреждении или компании.

Невозможность получить должность

Наверное, многие работники хотели бы в своё время занять более высокий пост, получить повышение. Но замещение должности – это процесс, который не всегда может состояться для определённого кандидата. С чем это может быть связано? Если кандидат участвует в конкурсе на определённую должность, то неблагоприятным условием для него станет, например, наличие конфликта с кем-то из членов комиссии. Это может оказать сильное воздействие на отношение к его кандидатуре и повлечь за собой отказ.

Конечно, любой кандидат имеет полное право обжаловать такое решение, но добиться положительного результата не получится в любом случае. Даже если он обжалует решение и сможет отстоять свою позицию, получит данное назначение, то всё равно создаст ещё более мощную конфликтную ситуацию. Кроме того, кандидату может быть отказано в прохождении конкурса по ряду иных причин: это несоответствие квалификационным и профессиональным требованиям, наличие ограничений для получения данной должности и непосредственной работы на ней. Конечно, в данных случаях кандидат тоже имеет право обжаловать решение. Однако существуют ситуации, когда должность невозможно занять. К примеру, имея административное правонарушение, которое может увидеть любая служба безопасности, даже самого мелкого предприятия.

Источник: http://businessman.ru/zameschenie-doljnosti—eto-chto-takoe-polojenie-osobennosti-provedeniya-konkursa.html

Как оформить временное исполнение обязанностей другим сотрудником

В любой организации люди уходят в отпуск, на больничный, едут в командировки или на обучение. Поэтому часто возникает необходимость замены одного специалиста другим. Какой способ замещения выбрать работодателю: совмещение должностей, увеличение объема работ или временное замещение? Как оформить выполнение такой работы и установить доплату за нее? А можно ли вообще за нее не платить?

Шаг 1. Определяемся со способом временного исполнения обязанностей

Трудовой кодекс предусматривает три способа выполнения сотрудником дополнительной работы без освобождения от основной: совмещение должностей (профессий), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания), а также исполнение обязанностей временно отсутствующего работника (ст. 60.2 ТК РФ). Названные способы объединяет то, что дополнительные обязанности осуществляются без отрыва от основной работы и в течение установленной продолжительности рабочего времени (смены) (ч. первая ст. 60.2 ТК РФ). Если такая работа выполняется за пределами рабочего дня, то это будет внутреннее совместительство (ст. 60.1, ч. первая ст. 282 ТК РФ). Выбор работодателем формы исполнения дополнительных обязанностей зависит от характера работы. При этом нужно учитывать особенности каждого из способов.

Совмещение должностей (профессий) – это выполнение сотрудником дополнительной работы по другой должности (профессии) (ч. вторая ст. 60.2 ТК РФ). Совмещать одноименные должности работник не может. Чаще всего совмещение устанавливается, когда штатная единица в организации по каким-то причинам не заполнена (вакантна). Например, секретарь одновременно со своей работой может временно выполнять трудовую функцию уволившегося кадровика на условиях совмещения, пока на эту должность не примут нового работника.

Внимание! Работник может досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня (ч. четвертая ст. 60.2 ТК РФ)

Увеличение объема работ (расширение зон обслуживания) – это выполнение работником дополнительной работы по такой же профессии, но в объеме, превышающем установленный трудовым договором (ч. вторая ст. 60.2 ТК РФ). Например, если уборщица, работая на одну ставку, должна убирать 80 кв. м помещения, то в рамках увеличения объема работ ей можно поручить убирать дополнительно еще 20 кв. м в ее основное рабочее время. Разумеется, если она способна справиться с таким объемом.

Читайте так же:  Задержка алиментов куда обратиться

Исполнение обязанностей временно отсутствующего работника – это выполнение сотрудником дополнительной работы по такой же профессии или по другой (ч. вторая ст. 60.2 ТК РФ). При этом предполагается, что замещаемый сотрудник продолжает числиться в организации, но по каким-то причинам не имеет возможности выполнять свои обязанности. Иными словами, временное замещение допустимо только по занятым должностям и не допускается по вакантным. Так, инженер может временно исполнять обязанности завхоза, пока тот находится на больничном.

Внимание! Если должность, которую будет временно замещать сотрудник, предполагает непосредственное обслуживание материальных ценностей, заключите с ним договор о полной материальной ответственности (ст. 244 ТК РФ, постановление Минтруда России от 31 декабря 2002 г. № 85)

При этом необходимо иметь в виду, что если исполняющий обязанности работник освобождается от основной работы, то это является временным переводом на другую работу (ч. первая ст. 72.2 ТК РФ).

Шаг 2. Получаем письменное согласие сотрудника

Дополнительная работа на условиях совмещения, исполнения обязанностей временно отсутствующего сотрудника или увеличения объема работ может быть поручена работнику только с его письменного согласия (ч. первая ст. 60.2 ТК РФ). Оно может быть выражено в заявлении сотрудника или оформлено в предложении о совмещении (увеличении объемов работ, временном замещении).

Шаг 3. Заключаем дополнительное соглашение к трудовому договору

После получения согласия сотрудника нужно оформить дополнительное соглашение к его трудовому договору (ч. третья ст. 60.2 ТК РФ). В нем нужно указать: наименование должности, по которой будет выполняться дополнительная работа, ее содержание и объем; размер доплаты за совмещение должностей (увеличение объемов работ, временное замещение); срок, в течение которого сотрудник будет выполнять дополнительную работу.

Если совмещение профессий обусловлено наличием вакантной должности в организации, то условие о сроке работы в допсоглашении можно сформулировать следующим образом: »Работнику поручается выполнение обязанностей бухгалтера в порядке совмещения должностей с доплатой в размере 40 процентов оклада по совмещаемой должности с 7 апреля 2014 года до момента закрытия вакантной должности».

При исполнении обязанностей временно отсутствующего работника, когда невозможно точно определить момент его выхода на работу, в допсоглашении с замещающим сотрудником можно указать: »Работнику поручается выполнение обязанностей бухгалтера в порядке совмещения должностей с доплатой в размере 40 процентов оклада по совмещаемой должности с 7 апреля 2014 года до момента выхода отсутствующего сотрудника на работу».

Внимание! Если руководитель никак не оформляет и не оплачивает дополнительные работы, он может быть привлечен к административной ответственности в виде штрафа от 1000 до 5000 рублей (ст. 5.27 КоАП РФ)

Шаг 4. Издаем приказ о временном исполнении дополнительных обязанностей

На основе заключенного соглашения издайте приказ о временном исполнении дополнительных обязанностей (образец ниже). В документе должно быть указание на поручаемую работу, срок ее выполнения и условие об оплате. С приказом работника ознакомьте под роспись (абз. 10 ч. второй ст. 22 ТК РФ).

Шаг 5. Устанавливаем доплату

Несмотря на то что трудовое законодательство не устанавливает минимальных и максимальных размеров доплаты за временное исполнение дополнительных обязанностей, эта работа сотруднику должна быть оплачена. Величина доплаты определяется по соглашению сторон и зависит от объема и содержания дополнительных работ (ч. вторая ст. 151 ТК РФ). При этом работодатель должен помнить о своей обязанности обеспечить одинаковую оплату за труд равной ценности (абз. 6 ч. второй ст. 22 ТК РФ). Доплату можно установить как в твердой денежной сумме, так и в процентах к тарифной ставке (окладу) или заработной плате работника.

Работодатель вправе не оплачивать дополнительную работу, если в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника прописана обязанность совмещать свою должность с должностью временно отсутствующего работника со схожей трудовой функцией. Такое совмещение считается выполнением работы по трудовому договору, и доплата сотруднику начисляться не будет (письмо Минздравсоцразвития России от 12 марта 2012 г. № 22-2-897, письмо Роструда от 24 мая 2011 г. № 1412-6-1).

Запомните главное

Говорит: Лариса Гордеева – начальник отдела кадров ООО »Персонал-Групп Т» (г. Томск):

– Временное исполнение дополнительных обязанностей без освобождения от основной работы возможно в трех формах: совмещение должностей (профессий), увеличение объема работ (расширение зон обслуживания), а также исполнение обязанностей временно отсутствующего работника. При совмещении должностей сотрудник выполняет дополнительную работу по другой должности, при временном замещении – как по такой же профессии, так и по другой. Увеличение объема работ предполагает работу по той же должности, но в большем объеме.

Иван Утешев – юрисконсульт Страховой акционерной компании »Энергогарант» (Москва):

– Работодатель должен надлежащим образом оформить и оплатить сотруднику выполнение дополнительных работ. Для этого необходимо получить письменное согласие работника, оформить дополнительное соглашение к трудовому договору и издать приказ в произвольной форме. Запись в трудовую книжку о временном исполнении дополнительных обязанностей делать не нужно, а в личную карточку эти сведения можно внести.

Милана Дубровская руководитель практики кадрового администрирования и расчетов с персоналом ООО »Адолекс» (Москва):

– Дополнительное соглашение к трудовому договору должно содержать следующие обязательные условия: способ возложения на работника обязанности по выполнению дополнительной работы (совмещение или расширение зоны обслуживания, увеличение объема работ), перечень поручаемой работы. А также срок, в течение которого сотрудник будет ее выполнять, размер доплаты.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://hr-portal.ru/article/kak-oformit-vremennoe-ispolnenie-obyazannostey-drugim-sotrudnikom

Порядок замещения должности руководителя
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here