Правовые основы охраны труда на предприятии

Безопасность организации

В данной работе представлено свыше 80 нормативно-правовых актов по охране труда, которые вы можете скачать. Есть и таблица штрафов. Уверен, что эти документы помогут Вам.

Охрана труда – это целая система различных мероприятий, частью которой является техника безопасности, гигиена труда, производственный контроль, специальная оценка условий труда и т.д.

А еще, это одно из самых больших достижений государства и общества! Представьте еще 100 лет назад работники не были социально защищены, а около 170 лет назад и вовсе были крепостными. Что отличает нас от крепостных и рабов? Ответ прост – в том числе и государственная защита нашего права на свободный, оплачиваемый и безопасный труд с социальными гарантиями. Конечно, далеко не все представленные ниже нормы соблюдаются и многое еще предстоит сделать по улучшению социальной защиты и повышению качества труда, но наше государство и общество прошло уже весьма приличный путь в сфере охраны труда и социальной защиты.

Думаю, что я немного вдохновил Вас, так как объем нормативно-правовых актов по линии охраны труда очень большой и написан сухим юридическим языком. Но это лирика, и так:

В соответствии со ст. 209 Трудового кодекса РФ (далее по тексту ТК РФ):
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия”.

Что означают все вышеперечисленные мероприятия?

Правовые мероприятия заключаются в создании системы правовых норм, устанавливающих стандарты безопасных и здоровых условий труда и правовых средств по обеспечению их соблюдения. Это значит, что они охраняются государством под страхом наложения различных наказаний. Вышеуказанная система правовых норм основывается на Конституции РФ, Федеральных законах, законах субъектов РФ, подзаконных нормативных актах органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, а также локальных нормативных актах, принимаемых в конкретной организации.

Социально-экономические мероприятия включают в себя меры государственного стимулирования работодателей по повышению уровня охраны труда; установлению компенсаций и льгот при выполнении работ во вредных и опасных условиях труда; защиту отдельных, наименее социально защищенных категорий работников; обязательное социальное страхование и выплату компенсаций при возникновении профессиональных заболеваний, производственных травм и т.д.

Организационно-технические мероприятия заключаются в создании системы управления охраны труда в организации. Под системой управления охраны труда в организации понимается комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

Санитарно-гигиенические мероприятия заключаются в проведении работ, направленных на снижение производственных вредных факторов с целью предотвращения профессиональных заболеваний.

Лечебно-профилактические мероприятия включают организацию предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, лечебно-профилактическое питание и т.д.

Реабилитационные мероприятия означают обязанность работодателя перевести работника на более легкую работу в соответствии с медицинскими показаниями и т.д.

Основные законы и нормативно-правовые акты,
регулирующие отношения в сфере охраны труда.

Защита прав человека на жизнь и здоровье относятся к основным задачам государства и охраняются Конституцией РФ. Это, в свою очередь, означает, что сфера охраны труда является одним из основных направлений деятельности государства.

Современные нормативные правовые основы (НПО) охраны труда включают в себя общую, особенную и специальную части.

Общая часть устанавливает требования, касающиеся всех видов деятельности. К общей части нормативно-правовых основ охраны труда относятся: Трудовой кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации», указы Президента, постановления Правительства РФ, постановления Министерства здравоохранения и социального развития, постановления и приказы других министерств межотраслевой компетенции.

Особенная часть касается отдельных видов деятельности, например, эксплуатация электрических или тепловых установок, объектов котлонадзора или подъемных сооружений, строительство, транспорт, связь и др. Особенная часть может включать федеральные законы, указы Президента, постановления Правительства, постановления и приказы руководителя министерства или ведомства.

Специальная часть регламентирует вопросы охраны труда в отдельной организации, предприятии. К специальной части относятся приказы и распоряжения руководителя организации, утвержденные им перечни, подписанные уполномоченной комиссией протоколы, зарегистрированные в установленном порядке журналы, удостоверения и другие нормативные правовые акты.

Ниже представлен основной список нормативно-правовых актов (НПА) (Законов, Постановлений и т.п.), которые могут помочь Вам правильно организовать работу по линии охраны труда. Вышеуказанные НПА Вы можете скачать по блокам, однако, советую всегда проверять их актуальность.

Правовые акты, образующие нормативную правовую основу охраны труда.

    Основа государственного управления в сфере охраны труда. – Скачать блок документов
      Трудовой кодекс Российской Федерации.

Следует также отметить, что за нарушение норм охраны труда предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.

Дисциплинарная ответственность
Если работник не исполняет соответствующим образом возложенные на него обязанности, ему грозит одно из следующих наказаний:

При этом законодатель не допускает привлечения к ответственности работника, в действиях которого не было признаков вины, и за один проступок возможно наложение только одного наказания. Работодатель вправе провести служебную проверку и выяснить все обстоятельства случившегося, а также привлечь к ответственности виновное лицо не позднее месяца со дня обнаружения нарушения.

Материальная ответственность

Работодатель должен заранее позаботиться о том, чтобы включить условие о материальной ответственности в текст трудового контракта, либо подписать с сотрудником дополнительное соглашение по этому поводу. После того как работник узнает о том, что он материально ответственен в рамках своей должности, при нанесении ущерба предприятию он будет обязан его возместить. Однако оговоримся сразу: речь идет только о действительных убытках, упущенная выгода организации служащим не выплачивается.

Читайте так же:  Взыскание алиментов в какой суд подавать

Для того чтобы работодатель имел возможность привлечь сотрудника к материальной ответственности, требуется соблюдение следующих условий:

  • действия служащего должны носить противоправный характер;
  • налицо должна быть виновность действий (или бездействий);
  • между последствиями и поступками должна быть причинная связь.

Следует учесть, что работник несет ответственность только в размерах своего заработка за месяц. Исключение составляют случаи, когда по вине работника работодатель выплачивал пострадавшим лицам определенные суммы, — в такой ситуации работник помимо прямого ущерба возмещает и эти выплаты.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований охраны труда установлена в главе 59 ГК РФ.

Кодекс об Административных Правонарушениях Российской Федерации:

Ст. 5.28 предусматривает ответственность за уклонение от участия нанимателя в переговорах о заключении коллективного договора.
Ст. 5.31 за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению.
Ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в прописанный срок законного предписания соответствующих должностных лиц.

Уголовная ответственность.

УК РФ, Статья 143. Нарушение требований охраны труда

Нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, — наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового. 2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Также статьи 215–219 УК РФ могут быть применены за нарушение норм охраны труда.

Таким образом, виновные лица, нарушившие требования охраны труда, не ограничиваются только дисциплинарной или материальной ответственностью, предусмотренной ТК РФ. В случае наличия в их действиях состава административного правонарушения или преступления, они могут быть привлечены и к ответственности по нормам КоАП и УК РФ — все зависит от тяжести и характера нарушения.

Если данная статья оказалась для Вас полезной, пожалуйста, ставьте лайки! 🙂

Источник: http://safeorg.ru/archives/2034

Правовые и организационные основы охраны труда на производстве

НОРМЫ ТРУДОВОГО ПРАВА

Введение: Основным направлением государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников во время трудовой деятельности.

Основная задача охраны труда- создание комфортных условий труда на каждом рабочем месте, а основа охраны труда- защита человека. Сведение до минимума вероятности травмирования или возникновения у работника профессиональных заболеваний.

Обеспечивается эта задача правовой социально- экономической организационно- технической, санитарно- гигиенической, лечебно- профилактической защитой.

Специфичность условий функционирования ж.д. транспорта, особенности производственных процессов, сложность, новизна и разнообразие технологий, их частая смена, быстродействие современных машин и механизмов, сложность и определенная опасность процессов их обслуживания требуют от каждого работника знаний нормативно- правовых документов, содержащих требования охраны труда.

Производственная безопасность как жизненная позиция работников ж.д. транспорта обеспечивается необходимыми знаниями о грозящих человеку на транспорте опасных и вредных факторах, соблюдением определенных правил взаимодействия человека с техникой и с производственной средой.

Основное звено производственного процесса — это человеческий фактор.

Знание требований охраны труда позволяет вырабатывать у работников умение создавать безопасные условия труда на своем рабочем месте с целью снижения травматизма и профессиональных заболеваний.

Правовые и организационные основы охраны труда на производстве.

1.1.1.Сведение к минимуму возможности получения травмы или профессионального заболевания напрямую зависит от соблюдения работником норм и правил регламентированных нормативными документами.

Существуют комплексы экономических, организационных, технических и санитарно- гигиенических мер.

1.1.2. Экономические мероприятия предусматривают планирование затрат на обеспечение работников средствами индивидуальной защиты; на нормализацию параметров вредных и опасных факторов производственной среды; на восстановление здоровья работников в тех случаях, когда нормализация параметров вредных и опасных факторов невозможна по техническим или иным причинам.

1.1.3. Организационные мероприятия основаны на действие административных и правовых мер. К таким мероприятиям относятся: профотбор (обучение, инструктажи, проверка знаний по охране труда); техническая учеба; рационализация режима труда в условиях действия негативного фактора; организация, разработка и внедрение технических мер безопасности, аттестация рабочих мест по условиям труда.

1.1.4.Правовые меры устанавливаются: законами,нормами, гигиеническими нормативами, правилами, регламентами, сертификатами, а так же порядком их применения.

Правовое поле в области охраны труда состоит из четырёх взаимосвязанных уровней правовых нормативов: единых, межотраслевых, отраслевых и нормативов предприятия.

1.1.4.1. Единые правовые нормативывключают в себя основные государственные документы, которые устанавливают фундаментальные принципы политики государства в области охраны труда:

— Конституция Российской Федерации;

— Трудовой кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваний» № 125-ФЗ.

В статье 7 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, а статья 37 устанавливает право каждого человека на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Читайте так же:  Административная ответственность за задержку заработной платы

Трудовой кодекс устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Обязательное социальное страхование обеспечивает защиту застрахованных и экономическую заинтересованность субъектов страхования в снижении профессионального риска; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию; обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

1.1.4.2. Межотраслевые правовые нормативыпредставляют собой государственные документы, которые действуют без исключения во всех отраслях экономики, так как не имеют отраслевого признака. К ним относятся: стандарты Системы стандартов безопасности труда, правила безопасности труда, межотраслевые правила по охране труда. Например: правила безопасной эксплуатации электроустановок, правила безопасного проведения строительных и ремонтных работ, правила пожарной безопасности, санитарные нормы и правила, правила безопасности при работе с грузоподъёмными машинами механизмами и другие.

1.1.4.3. Отраслевые правовые нормативыопределяют требования безопасности, являющиеся специфическими для той или иной отрасли экономики. Это — отраслевые стандарты, инструкции, положения, правила сертификации, приказы и указания по охране труда и производственной безопасности.

1.1.4.4. Нормативные правовые акты предприятияпредставляют собой локальные акты, действующие только на конкретном предприятии: приказы, распоряжения, должностные инструкции, инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ.

1.1.5. В области охраны труда Трудовым кодексом Российской Федерации определены:

— цели, задачи, принципы правового регулирования, основные права и обязанности работников;

— режим труда и отдыха работников;

— охрана труда, права работника на неё, гарантии и компенсации за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— профессиональная подготовка работников;

— особенности регулирования труда женщин, подростков и инвалидов.

К ведению федеральных органов государственной власти (статья 6 ТК РФ) отнесено принятие обязательных положений для всей территории Российской Федерации:

— порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— системы и порядка проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации работ по охране труда;

— порядка возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

— видов взысканий и порядка их применения.

Статья 219 ТК РФ устанавливает право работника на:

— рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда, предусмотренным нормативными документами по организации безопасного труда и коллективным договором;

— отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени;

— полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;

— профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации;

— обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— обеспечение средствами защиты;

— обращение по вопросам охраны труда в органы государственной власти;

— участие в рассмотрении вопросов охраны труда и расследовании несчастных случаев на производстве;

— возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;

— отказ от выполнения работ, если условия труда угрожают жизни или здоровью работника, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (предупреждение или ликвидация аварий, крушений, стихийных бедствий).

Статья 214 ТК РФ обязывает работника:

— соблюдать требования охраны труда, установленные законами, нормативными и правовыми актами, инструкциями по охране труда:

— правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

— проходить обучение безопасным методам и приёмам выполнения работ, обучение приёмам оказания первой помощи при несчастных случаях, инструктажи по охране труда, стажировку на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда;

— немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом несчастном случае, о проявлении признаков острого профессионального заболевания;

— проходить обязательные медицинские осмотры.

Одной из форм согласования взаимоотношений между работниками и работодателем является коллективный договор. Это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения на предприятии и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей на три года. В раздел по охране труда включаются взаимные обязательства работников и работодателя:

— выплата компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда;

— обучение, переобучение и профессиональная подготовка;

— рабочее время и время отдыха;

— вопросы предоставления и продолжительности дополнительных отпусков;

— улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;

— экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;

— оздоровление и отдых работников и их семей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8986 — | 7271 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Источник: http://studopedia.ru/7_136151_pravovie-i-organizatsionnie-osnovi-ohrani-truda-na-proizvodstve.html

Правовые основы охраны труда

Правовые основы охраны труда

Для эффективного управления охраной труда необходима хорошая правовая основа. Правовую основу охраны труда составляют законодательные акты и нормативные правовые документы по охране труда, имеющие иерархическую структуру, обладающие различной юридической силой.

Схематично структуру правовой системы можно представить в виде пирамиды, на вершине которой находится Конституция РФ (основной закон нашего государства), имеющая наибольшую юридическую силу. Ниже, в порядке убывания юридических сил, расположены:

— Трудовой кодекс РФ;

— иные федеральные законы;

Читайте так же:  Как доказать что получаешь черную зарплату

— указы Президента РФ;

— постановления Правительства РФ и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;

— конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

— акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конституция Российской Федерации является важнейшим источником отечественного права в целом, и в том числе в области охраны труда. Конституция РФ, как Основной Закон нашей страны, обладает высшей юридической силой. Юридически более сильными являются только признанные международные нормы.

Действующая на всей территории Конституция РФ была принята референдумом 12 декабря 1993 года. Она содержит ряд статей, имеющих непосредственное отношение к охране труда.

«Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. » (ст. 37).

«Каждый имеет право на отдых. » (ст. 37).

«Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. » (ст. 41).

«Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность. » (ст. 41).

«Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. » (ст. 42).

В последнее время были приняты Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов, регулирующих правовые отношения в области безопасности и охраны труда: «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (1999 г.), «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (1997 г.), «О пожарной безопасности» (1994 г.), «О безопасности гидротехнических сооружений» (1997 г.), «О радиационной безопасности» (1996 г.), «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994 г.), «О гражданской обороне» (1998 г.), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1999 г.), «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях» (1998 г.), «Об основах обязательного социального страхования» (1999 г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996 г.), «Об отходах производства и потребления» (1998 г.), «О техническом регулировании» (2002 г.), «Об ограничении курения» (2001 г.) и др.

Основополагающим законодательным актом РФ, устанавливающим необходимые правовые условия для оптимальных трудовых отношений, создающим основные начала трудового законодательства, является принятый Государственной Думой 21.12.2001 г. и введенный в действие с 01.02.2002 г. Трудовой кодекс РФ (ТК РФ) (Раздел 10. Охрана труда).

ТК РФ определены следующие основные направления государственной политики в области охраны труда:

— обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

— принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федераций, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

— государственное управление охраной труда;

— государственный надзор и контроль соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

— государственная экспертиза условий труда;

— установление порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка подтверждения соответствия организации работ по охране труда государственным нормативным требованиям охраны труда;

— содействие общественному контролю соблюдения прав и законных интересов работников в области охраны труда;

— профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;

— расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

— координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

— распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;

— участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

— подготовка специалистов по охране труда и повышение их, квалификации;

— организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

— обеспечение функционирования единой информационной
системы охраны труда;

— международное сотрудничество в области охраны труда;

— проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников;

— установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

Реализация основных направлений государственной политики в области охраны труда обеспечивается согласованными действиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, работодателей, объединений работодателей, а также профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

Основополагающим законом в области охраны труда является принятый 23 июня 1999 г. Государственной Думой Федеральный закон № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации». Закон устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками и направлен на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. Значительная часть правовых норм этого закона перенесена в новый Трудовой кодекс РФ. В данном законе определена государственная система управления охраной труда, права и обязанности работодателей и работников в области охраны труда, порядок обучения по охране труда, источники финансирования мероприятий по охране труда, государственный надзор и контроль за охраной труда, а также ответственность за нарушения правил охраны труда.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», принятый Государственной Думой 20 июня 1997 г., определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на таких объектах и обеспечение готовности организаций, их эксплуатирующих, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Читайте так же:  Статья 17 в военном билете расшифровка

В Приложении 1 к данному закону указаны признаки, по которым объекты следует относить к опасным. К ним относятся предприятия или их цехи, участки, площадки, а также производственные объекты, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются следующие опасные вещества: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные и вещества, представляющие опасность для окружающей природной среды, а также используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 115 °С; используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги, фуникулеры; получаются расплавы черных и цветных металлов; ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях.

По этим признакам на геологоразведочных работах к опасным производственным объектам можно отнести: горно-разведочные шахты, штольни и шурфы с рассечками, работы в подземных горных выработках, хранение, использование взрывчатых веществ, а также воспламеняющихся и горючих веществ, стационарные буровые установки глубокого бурения.

Подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, министерств и ведомств и пр.) принимаются во исполнение и развитие федеральных законов. Они конкретизируют и детализируют отдельные положения, разъясняют механизм их применения.

Содержание отдельных подзаконных актов будет рассматриваться ниже в соответствующих параграфах.

Перечень видов нормативных правовых актов утвержден постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (см. табл. 11.1).

Разрабатываемые нормативные правовые акты, содержащие государственные требования по охране труда, подлежат направлению для рассмотрения и согласования в соответствующие профсоюзные органы. Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

Система стандартов безопасности труда (ССБТ) в Государственной системе стандартов (ГСС) выделена под № 12. Она делится на подсистемы.

Предприятия, учреждения и организации разрабатывают и утверждают стандарты предприятия (СТП ССБТ), инструкции по охране труда для работников и на отдельные виды работ на основе государственных нормативных правовых актов и соответствующих нормативных правовых актов субъектов РФ с учетом специфики ведения работ.

Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

№ п/п Наименование документа Федеральный орган исполнительной власти, утверждающий документ
Межотраслевые правила по ОТ (ПОТ РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИРМ) Минтруда России
Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО) Федеральные органы исполнительной власти
Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ) Ростехнадзор России, Госатомнадзор России
Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ, ССБТ) Госстандарт России
Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП) Госстрой России
Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН), санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН) Минздрав России

Профессиональные союзы, в лице их соответствующих органов, и иные уполномоченные работниками представительные органы имеют право принимать участие в разработке и согласовании нормативных правовых актов по охране труда. Работодатель обеспечивает разработку и утверждение инструкций по охране труда для работников с учетом изложенного в письменном виде мнения выборного профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа или по согласованию с ними (на основании соглашения).

Инструкция — это локальный акт работодателя, детализирующий применение государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики конкретных условий труда, конкретного рабочего места и конкретных видов работ, которые на этом рабочем месте производятся.

1. Введение (наличие раздела носит рекомендательный характер).

2. Общие требования охраны труда.

3. Требования охраны труда перед началом работы.

4. Требования охраны труда во время работы.

5. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

6. Требования охраны труда по окончании работы.

Источник: http://studopedia.ru/4_82293_pravovie-osnovi-ohrani-truda.html

2. Лекция: Правовые основы охраны труда

2.1 Нормативные правовые акты по охране труда.

Перечень основных документов, необходимых при изучении раздела:

Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2001г. № 197-ФЗ (в редакции Федерального закона РФ от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ). Трудовой кодекс Российской Федерации.

Федеральный закон РФ от 09.05.05 г. № 45-ФЗ. О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти.

Постановление от 31.10.2009 года № 877 «О внесении изменений в постановления Правительства РФ по вопросам деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ»

Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. № 1/ 29. Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций.

Основные положения законодательства российской федерации о труде и об охране труда

Вся работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия «охрана труда». Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:

реабилитационные и иные мероприятия.

Задачу эффективного обеспечения охраны труда нельзя решить за счет проведения одних или группы перечисленных мероприятий. Трудовой кодекс Российской Федерации принят 30 декабря 2001 г. в редакции от 30 июня 2006 г. определяет:

Читайте так же:  Ребенку алименты получить в 18 лет

основные направления государственной политики в области охраны труда;

государственные нормативные требования охраны труда;

обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда;

обязанности работника в области охраны труда;

государственное управление охраной труда;

мероприятия по обеспечению охраны труда;

основные функции органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда;

организации, которые должны осуществлять общественный контроль за охраной труда;

принципы управления охраной труда непосредственно в организации;

обеспечение прав работника на охрану труда;

право и гарантии работника на труд в условиях, соответствующих требованиям охраны труда;

финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 211 ТК РФ). В Положении о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда утверждённый Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда», вошли:

стандарты безопасности труда,

правила и типовые инструкции по охране труда,

государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).

Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:

организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;

федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.

Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе:

при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;

конструировании машин, механизмов и другого оборудования;

разработке технологических процессов;

организации производства и труда.

Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ). Локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права — нормативный акт, принятый работодателем, за исключением работодателей — физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в пределах своей компетенции в соответствии:

с трудовым законодательством;

иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;

Работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников (при наличии такого представительного органа) в случаях, предусмотренных Трудовым Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями. Принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников может быть предусмотрено коллективным договором, соглашениями. Например: локальные нормативные акты при утверждении которых необходимо учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

изменение определенных сторонами условий трудового договора по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда, когда эти причины могут повлечь за собой массовое увольнение работников;

отмена режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели ранее срока, на который они были установлены;

привлечение в определенных случаях к сверхурочным работам;

регулирование вопросов, связанных с разделением рабочего дня на части;

определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочие и праздничные дни;

привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни;

порядок и условия предоставление дополнительных отпусков;

утверждение графика предоставления оплачиваемых отпусков;

определение конкретных размеров повышения оплаты труда за работу в ночное время;

принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

Не подлежат применению:

нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями;

локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников (ст. 8 ТК РФ).

принятие необходимых мер при угрозе массовых увольнений.

В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативно-правовые акты, содержащие нормы трудового права. Установленный порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локального нормативного акта.

Работодатель перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган направляет работодателю мотивированное мнение в письменной форме не позднее 5 дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта.

Если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации:

не содержит согласия с проектом, либо

содержит предложения по его совершенствованию,

работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение 3 дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в государственную инспекцию труда или в суд.

Государственная инспекция труда обязана провести в течение одного месяца со дня получения жалобы проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта (ст. 372 ТКРФ).

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://studfile.net/preview/5645241/page:12/

Правовые основы охраны труда на предприятии
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here