Расходы на улучшение условий труда

Расходы на улучшение условий труда

Затраты на мероприятия по улучшению условий и охране труда можно разделить на:

— расходы, связанные с возмещением пострадавшим потерь вследствие травм и профессиональных заболеваний;

— расходы на компенсацию за работу в неблагоприятных условиях, не отвечающих санитарным нормам (льготы за тяжелые и вредные условия);

— расходы на предупреждение и профилактику травматизма и профессиональных заболеваний;

— затраты на ликвидацию последствий аварий и несчастных случаев;

— расходы на штрафы и другие возмещения. Составляющие затрат представлены в таблице 51

Рассматривая расходы на охрану труда, следует отметить, что их можно разделить на:

— целесообразные, направленные на сохранение здоровья работников, на рациональное расходование ими жизненных сил во время работы и для восстановления работоспособности;

— частично целесообразны, включающие расходы на льготы и компенсации за неблагоприятные условия труда;

— нецелесообразны расходы, обусловливающих повышение себестоимости продукции, снижение ее объема и т.д.

Целесообразны расходы обеспечивают улучшение условий труда и роста его производительности, частично целесообразные и нецелесообразные расходы приводят к убыткам предприятия и снижению эффективности производства

Исследования показывают: на предприятиях значительно больше расходов приходится на льготы и компенсации, связанные с опасными и вредными условиями труда, чем на технику безопасности, меры по предотвращению в производственного травматизма и заболеваемости и нормализации условий труда. Соотношение между затратами на улучшение условий и охрану труда и затратами на доплаты за неблагоприятные условия труда, льготные пенсии и дополнительные отпуска составляет 1:10, а иногда и болеее.

. Таблица 51. Основные расходы, предназначенные на улучшение условий и охрану труда

№ группы расходов

Название затрат

Составляющие затрат

вследствие травм и профессиональных заболеваний

Временная нетрудоспособность; единовременное пособие (включая членов семей и иждивенцев погибших) моральный вред; возмещения лечебным учреждениям; санаторно-курортное обслуживание; протезуван ния, приобретение транспортных средств, расходы на социальную помощь инвалидам; доплаты к прежнего заработка при переводе на более легкую работу; пенсии инвалидам и иждивенцам погибших.

Льготы и компенсации за работу в тяжелых и вредных условиях

Дополнительные отпуска; сокращенный рабочий день; лечебно-профилактическое питание; бесплатная выдача молока или других равноценных продуктов; повышенные тарифные ставки; доплаты за условия и интенсивность ь труда; льготные пенсии.

Расходы на профилактику травматизма и профессиональных заболеваний

Затраты на мероприятия по охране труда за счет источников финансирования, регламентированных нормативными актами государства, расходы на мероприятия по охране труда за счет предприятия

Расходы на ликвидацию последствий аварий и несчастных случаев на производстве

Возмещение стоимости испорченного оборудования, инструментов, разрушенных зданий, сооружений; спасения пострадавших; расследованию несчастных случаев; выплаты заработной платы и доплаты за время простоя; в стоимость ремонта поврежденного оборудования, машин и механизмов, зданий и сооружений, стоимость подготовки и переподготовки работников вместо выбывших в результате гибели или инвалидности.

Штрафы и другие возмещения

Штрафы за наличие несчастных случаев и сокрытие от учета потерпших; штрафы за несоблюдение нормативных требований по безопасности труда; штрафы на работника за нарушение требований законодательства и нормат нормативных актов по охране труда; компенсации за время вынужденного простоя из-за опасности выполнения работ и из-за прекращения работ органами государственного надзора за охраной труда; штрафы, пени, выплаты за не соблюдение договорных обязательств перед другими предприятиями, учреждениями и организациями; компенсационные выплаты населению за повреждение жилого фонда, частного имущества, загрязнение окружающей среды, тощ.

В условиях несовершенства рыночных механизмов все эти расходы относятся на себестоимость продукции, и, в результате, за халатное отношение к охране труда на предприятиях расплачиваются не их руководители, а а общество. Действующая система льгот и компенсаций не побуждает руководителей улучшать условия труда, так как эти затраты раскладываются на всех потребителей и не влияют на экономические результаты работы предпр иемства

Кроме того, штрафные санкции, уплачиваемые предприятием в случае неудовлетворительной работы по охране труда и при наличии фактов травмирования и профзаболеваний работников, сейчас достаточно значительные, а потому с заставляют любого работодателя (уполномоченный им орган) серьезно задуматься, что лучше — терпеть убытки (которые порой могут привести даже к банкротству), не занимаясь охраной труда, или, не ко нфликтуючы закону, своевременно вкладывать средства в профилактические мероприятия, сохраняют жизнь и здоровье люди.

Конечно, целесообразно выбрать второй вариант. Ведь перечень штрафных санкций и других экономических потерь предприятия предусматривает: штрафы, налагаемые на предприятие органами государственного надзора за охраной ной труда; штрафы за каждый несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание; увеличены страховые выплаты, должны осуществляться работодателем в случае неудовлетворительной работы по охране труда при росте производственного травматизма и профессиональной заболеваемости; расходы на выполнение спасательных работ при авариях и несчастных случаев, проведения расследования и экспертизы их причин, п оховання погибших, на составление санитарно-гигиенической характеристики рабочего места работника, получивший профессиональное заболевание, тощо.

Значительными могут быть расходы на льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством и коллективными договорами: за тяжелые и вредные условия труда (дополнительные отпуска, лечебно-профилактическое пищи ування, молоко или равноценные ему пищевые продукты); оплата регламентированных перерывов санаторно-оздоровительного назначения, предоставляемых при выполнении виброопасных и других вредных работ и т.д.. ОПЖ е, эти расходы также должны учитываться работодателем в общей сумме потерь, которые могут иметь место на предприятии из-за недостаточного внимания к решению проблем охраны трудаі.

Одной из главных задач экономического обоснования мероприятий по улучшению условий и охраны труда является определение расходов на реализацию мероприятий, включающих капитальные вложения и эксплуатационные расходы

Читайте так же:  Лестерком частный займ отзывы

К капитальным относятся единовременные и поэтапные расходы:

— создание или обновление основных фондов трудоохранной назначения;

— совершенствование техники и технологии производства с целью улучшения условий и охраны труда

Текущие (эксплуатационные) расходы на содержание и обслуживание оборудования, имеющего трудоохранной назначения, обеспечивают его функционирование в необходимом режиме

Финансирование мероприятий по улучшению условий труда может осуществляться на многоцелевой и одноцелевого основе. При многоцелевом финансировании мероприятия по улучшению безопасности производственных процессов, технолог гий, оборудования, машин и механизмов являются составной частью реконструкции, модернизации, внедрения новых средств производства и средства на охрану труда отдельно не выделяются, а относятся к капиталовклад ень для обновления производства. Одно целевое финансирование предусматривает финансирование только трудоохранных западев.

Расходы на проведение трудоохранных мероприятий (одноцелевого финансирования) определяются как сумма капитальных вложений и текущих ежегодных расходов с учетом фактора времени. Осуществляется это с помощью мет. Тодуа дисконтированияя.

Краткосрочные (до одного года) расходы на охрану труда рассчитываются по формуле:

где 5 — общие затраты (вложения) предприятия на охрану труда;

С0 — текущие (эксплуатационные) расходы на охрану труда;

К0 — капитальные вложения на охрану труда

Показатель эффективности затрат предприятия на мероприятия по охране труда рассчитывается по выражению:

где. Ер — годовая экономия от улучшения условий и охраны труда на предприятии (прибыль или уменьшения убытков)

Источник: http://uchebnikirus.com/bgd/osnovi_ohoroni_pratsi_-_gandzyuk_mp/vitrati_pokraschennya_umov_ohoronu_pratsi.htm

Статья 226 ТК РФ — Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

На этой странице представлена статья 226 Трудового кодекса Российской Федерации в последней редакции.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счёт средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда может осуществляться также за счёт добровольных взносов организаций и физических лиц.

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счёт указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

В отраслях экономики, субъектах Российской Федерации, на территориях, а также у работодателей могут создаваться фонды охраны труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Работник не несёт расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Ниже вы можете оставить комментарии к статье 226 ТК РФ, а также посмотреть комментарии других участников Блог-Инженера.РФ

Источник: http://xn—-8sbbilafpyxcf8a.xn--p1ai/oxrana-truda/%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81-oxrana-truda/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F-226-%D1%82%D0%BA-%D1%80%D1%84-%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8F%D1%8F-%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F.html

Финансирование мероприятий по охране труда

В статье 226 Трудового кодекса РФ отражены нормы и порядок финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики органы государственной власти РФ в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и реализовывать федеральные целевые и отраслевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального бюджета.

Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ.

Источники финансирования мероприятий по охране труда

Финансирование мероприятий по охране труда осуществляется:

  1. За счет бюджетных средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников.
  2. За счет средств работодателей.
  3. За счет добровольных взносов организаций и физических лиц.

1. Финансирование мероприятий по охране труда за счет бюджетных средств

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, внебюджетных источников в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. На федеральном, региональном и местном уровнях могут формироваться целевые фонды, направленные на улучшение охраны труда.

2. Финансирование мероприятий по охране труда за счет средств работодателей

Финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда работодателями (за исключением государственных унитарных предприятий и федеральных учреждений) осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). Указанный в Трудовом кодексе РФ размер средств, выделяемых организациями на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, может быть повышен в соответствии с условиями коллектив­ного договора или соглашения.

Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем за счет указанных средств мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Затраты на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда включаются при расчете налогооблагаемой базы в себестоимость продукции (работ, услуг). Работник не несет расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Читайте так же:  Процедура досрочного погашения кредита в сбербанке

Расходование средств фондов охраны труда и выделенных для нее материалов на другие цели запрещается. Те предприятия, которые используют эти средства не по назначению, полностью возмещают затраченные средства в фонд охраны труда предприятия в размере до 100% средств, затраченных не по назначению, и уплачивают штраф в Федеральный фонд охраны труда. Трудовые коллективы контролируют использование средств, предназначенных на охрану труда, и своевременно могут соответствующим образом реагировать, если установят, что средства используются не по назначению.

Финансирование отдельных мероприятий по охране труда организации могут проводить за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этот вид страхования предусматривает обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, правила финансового обеспечения которых ежегодно устанавливается Минздравом России по согласованию с Фондом социального страхования РФ.

Работники организации не несут расходов на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

Источник: http://www.protrud.com/%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81/%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%BF%D0%BE-%D0%BE%D1%85%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5-%D1%82%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B0/

Об учете расходов на обеспечение нормальных условий труда при УСН

Вопрос: Организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом доходы, уменьшенные на величину расходов.

Согласно ст.226 Трудового кодекса РФ работодатели обязаны за счет собственных средств улучшать условия и охрану труда работников. Эти расходы должны составлять не менее 0,2 процента суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) в год. Направление названных средств осуществляется на мероприятия, указанные в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н.

За несоблюдение законодательства о труде и охране труда ст.5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусмотрены штрафные санкции на должностных лиц и организации.

Таким образом, затраты, осуществленные организацией на мероприятия, указанные в Типовом перечне ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н, экономически оправданы.

Согласно пп.7 п.1 ст.264 НК РФ затраты на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда учитываются для целей налогообложения прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

В целях определения налогооблагаемой базы при применении упрощенной системы налогообложения расходы на осуществление мероприятий по улучшению условий и охраны труда относятся к материальным расходам согласно пп.5 п.1 ст.346_16 и абз.2 п.2 ст.346_16 НК РФ.

Просим подтвердить нашу позицию.

ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ ОТ 24.10.2014 № 03-11-06/2/53908

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке применения упрощенной системы налогообложения и на основании содержащейся в письме информации сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 346_16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) установлен перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. Данный перечень расходов является закрытым.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда статьей 346_16 Кодекса не предусмотрены и, соответственно, такие расходы не могут учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Одновременно сообщается, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм, не конкретизирует нормативные предписания и не является нормативным правовым актом.

Письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах имеют информационно-разъяснительный характер и не препятствуют налогоплательщикам руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента
Р.А.Саакян

Источник: http://www.audit-it.ru/law/account/789076.html

Улучшение условий труда и налоговая экономия

«Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, N 5

Статья 163 ТК РФ обязывает работодателя обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. Вопросам охраны труда посвящен целый раздел Трудового кодекса , включающий в себя четыре главы, объединяющие 29 статей. Это свидетельствует о важности указанных вопросов, а также о том, что государство держит на контроле действия работодателей по их решению.

Трудовой кодекс состоит из 15 разделов.

Как следствие, предприятиям сделаны некоторые налоговые послабления. Например, плательщики налога на прибыль на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ могут признавать расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством РФ, в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Плательщики НДС вправе применить вычет в отношении приобретенных товаров, работ, услуг, предназначенных для использования в производственной деятельности (п. 1 ст. 171 НК РФ).

Однако формулировки гл. 21 «НДС» и 25 «Налог на прибыль» НК РФ обтекаемы и расплывчаты, что позволяет контролерам толковать их исходя из фискальных интересов. Достаточно вспомнить, с какой настойчивостью несколько лет подряд чиновники напоминают о невозможности уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль на суммы, затраченные на приобретение природной питьевой воды и аренду кулеров при отсутствии справки Госсанэпиднадзора о несоответствии водопроводной воды требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 и опасности ее использования в качестве питьевой воды (Письма Минфина России от 31.01.2011 N 03-03-06/1/43, от 10.06.2010 N 03-03-06/1/406, ФНС России от 10.03.2005 N 02-1-08/[email protected], УФНС по г. Москве от 30.01.2009 N 19-12/007411 и др.) .

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24.
Аналогичный запрет установлен Минфином и для «упрощенцев» (Письмо от 01.02.2011 N 03-11-11/22).

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, в судах организациям удается отстоять право на учет многих видов затрат в составе расходов на обеспечение нормальных условий труда и на применение вычета «входного» НДС. Но судебные тяжбы требуют времени и сил. А потому налогоплательщикам очень бы хотелось, чтобы был утвержден хотя бы примерный, минимальный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда, расходы на которые являются безопасными с позиции налогообложения.

Читайте так же:  Забастовка как способ разрешения трудового спора

На наш взгляд, таким документом является Приказ Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н «Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков» (далее — Приказ N 181н, Типовой перечень).

Как видно уже из названия, перечисленные в этом документе мероприятия имеют производственную направленность и должны осуществляться работодателем на постоянной основе. Следовательно, при надлежащем оформлении подтверждающих документов налоговые инспекторы не должны исключать затраты из состава налоговых расходов и отказывать в вычете предъявленного продавцом НДС.

Итак, в Перечень вошли разнообразные мероприятия, которые условно можно разделить на две группы:

  • известные и очевидные;
  • весьма неожиданные и интересные.

Думаем, первая группа не заслуживает подробного рассмотрения, поскольку любому бухгалтеру известно, что уменьшить налогооблагаемую прибыль и размер начисленного к уплате НДС можно при осуществлении следующих расходов:

Что же любопытного (конечно, с точки зрения бухгалтерского учета и налогообложения) можно найти в Перечне?

Комнаты отдыха, релаксации, психологической разгрузки

Прежде всего, работодателям вменили в обязанность (п. 17 Типового перечня) устройство новых и (или) реконструкцию имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкцию и оснащение санитарно-бытовых помещений. Следовательно, нет причин признавать необоснованными расходы организаций на приобретение в целях оборудования мест отдыха, помещений и комнат релаксации и психологической разгрузки:

  • мебели: диванов, пуфов, кресел (в том числе массажных);
  • горшечных растений, аквариумов, минифонтанов;
  • светильников (в том числе светодиодных);
  • панно, репродукций;
  • мультимедийных проекторов, экранов к ним, DVD-плееров, видео- и CD-дисков для релаксации;
  • генераторов запаха, наборов масел и т.п.

Перечень видов затрат открытый, то есть предприятие исходя из своих финансовых возможностей и фантазии вправе самостоятельно решить, как и чем оборудовать такие помещения. На данный момент имеются предложения о приобретении готовых комплектов оборудования для помещений психологической разгрузки и релаксации .

Нередко их называют еще сенсорными комнатами. Однако налогоплательщикам в документах безопаснее использовать термины из Типового перечня.

Примечание. Если приобретенные организацией активы являются объектами основных средств (то есть их стоимость превышает 40 000 руб., а срок полезного использования составляет более 12 месяцев), расходы в бухгалтерском и налоговом учете признаются через механизм начисления амортизации.

Контролерам бухгалтер должен предъявить приказ руководителя организации об оборудовании помещения (помещений), накладные на приобретение соответствующих товаров, акты выполненных работ, счета-фактуры, договоры и др. При этом в приказе (в других оформляемых предприятием документах) целесообразно отметить, что:

  • расходы осуществляются во исполнение требований Приказа N 181н;
  • помещения предназначены для психоэмоциональной разгрузки, быстрого восстановления работоспособности, развития устойчивости к стрессовым ситуациям, активизации защитных сил организма и т.п.

Обратите внимание! В п. 5.44 Свода правил «Административные и бытовые здания. Актуализированная редакция СНиП 2.09.04-87» указано: в помещениях для отдыха и психологической разгрузки при обосновании могут быть предусмотрены устройства для приготовления и раздачи специальных тонизирующих напитков, а также места для занятий физической культурой. Следовательно, подготовив соответствующее обоснование, организация сможет улучшить условия труда сотрудников, одновременно сэкономив на налогах.

Утвержден Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 N 782.

В п. 5.46 названного документа установлена норма площади помещений для отдыха в рабочее время (комнат психологической разгрузки, занятий физической культурой): 0,9 кв. м на человека.

К сведению. Как указано в СНиП 2.09.04-87, на производственных предприятиях должна быть оборудована столовая , столовая-раздаточная либо комната приема пищи (п. п. 5.48 и 5.51). В связи с этим Минфин признал, что расходы, связанные с оборудованием и содержанием комнаты приема пищи для работников организации, могут учитываться для целей налогообложения прибыли в составе прочих, связанных с производством и реализацией. Правда, в Письме от 14.07.2011 N 03-03-06/2/112 сообщается, что основанием для учета затрат является пп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ (расходы по содержанию помещений объектов общественного питания, обслуживающих трудовые коллективы), а в Письме от 26.09.2011 N 03-03-06/2/149 дана ссылка на пп. 7 п. 1 этой статьи (расходы на обеспечение нормальных условий труда). По мнению автора, расходы на оборудование и содержание комнаты приема пищи следует учитывать на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, а пп. 48 использовать, только если на предприятии оборудована столовая.

При численности работающих в смену более 200 человек.
При численности до 200 человек.
При численности работающих в наиболее многочисленной смене до 30 человек.

Тротуары, галереи

В п. 27 Типового перечня в качестве одного из мероприятий по улучшению условий и охраны труда поименовано устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников. Итак, нормативным документом закреплено, что тротуары обеспечивают безопасность работников. Следовательно, нет законных оснований признавать их неамортизируемыми элементами благоустройства и отказывать в учете расходов в целях налогообложения прибыли и в применении вычета по НДС.

Обратите внимание! Если строительные работы будут производиться силами сторонней организации, то для обоснования расходов потребуется представить контролерам документы по формам КС-2 и КС-3. Для случаев выполнения работ по устройству таких объектов силами самого налогоплательщика обязанность составления названных унифицированных форм не установлена (см. Указания по применению и заполнению , Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2009 N 09АП-17866/2008-АК с учетом Постановления ФАС МО от 20.03.2009 N КА-А40/1792-09).

Утверждены Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100.

И вновь подчеркнем, что в подтверждающих документах необходимо использовать термины, содержащиеся в Типовом перечне, а именно: тротуар, переход, тоннель, галерея, и избегать употребления других слов, в частности «дорожка». Дело в том, что во многих письмах Минфина дорожки рассматриваются как элементы внешнего благоустройства, поэтому расходы на их устройство признаются не связанными с коммерческой деятельностью предприятия (см., например, Письмо от 27.01.2012 N 03-03-06/1/35).

Читайте так же:  Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров

Питьевая вода

Как мы говорили выше, расходы на приобретение природной воды чиновники считают обоснованными только при наличии подтверждения непригодности для питья водопроводной воды. В Типовом перечне имеется упоминание о воде, однако п. 18 сформулирован таким образом (приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой), что из него не следует обязанность работодателя приобретать бутилированную воду. Между тем суды повсеместно отклоняют доводы инспекции, что указанные расходы могут приниматься при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль только в случае, если по заключению санитарно-эпидемиологической службы вода в водопроводе непригодна для питья (Постановления ФАС ПО от 25.03.2010 N А55-14913/2009, ФАС УО от 27.07.2009 N Ф09-5325/09-С3), да и вообще подобных налоговых споров становится с каждым годом все меньше. Закрепив обязанность приобретения бутилированной воды и установки кулеров в коллективном договоре или локальном нормативном акте, организация сможет в суде добиться отмены решения ИФНС о начислении налоговой недоимки.

Теле-, видео- и аудиоаппаратура

Да, не удивляйтесь, и такая техника поименована в Типовом перечне, то есть расходы на ее приобретение можно считать экономически обоснованными. В частности, в п. 21 рассматриваемого документа указано, что кабинеты по охране труда могут оснащаться компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами.

Конечно, организациям и раньше удавалось доказать в судах, что телевизоры и видеоаппаратура используются для решения управленческих задач и улучшения условий труда работников (см., например, Постановления ФАС МО от 18.11.2011 N А40-99335/10-140-481, Десятого арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 N А41-32743/09 и др.). Теперь у налогоплательщиков есть еще один аргумент для подтверждения целесообразности таких покупок. Однако и оформленные предприятием документы (в первую очередь распорядительные) должны доказывать, что техника используется для целей охраны труда.

Другие виды расходов

В Типовой перечень также включены:

Источник: http://wiseeconomist.ru/poleznoe/78101-uluchshenie-uslovij-truda-nalogovaya-ekonomiya

Типовой перечень затрат на охрану труда

Если образовательное учреждение находится за пределами РФ
Трудовой договор с иностранным работником

ПОЯВИЛСЯ ТИПОВОЙ ПЕРЕЧЕНЬ ЗАТРАТ НА ОХРАНУ ТРУДА.

ОСТАЛОСЬ РАЗРАБОТАТЬ СОБСТВЕННЫЙ…

(Комментарий к Приказу Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 N 181н)

Минздравсоцразвития утвердило Типовой перечень мероприятий работодателя по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков (Часть 3 ст. 226 ТК РФ). Организации и предприниматели должны применять его для доведения условий труда работников до требуемого ТК уровня. В связи с этим хотим обратить ваше внимание на следующее.

(!) Утвержденный Перечень не означает бесспорного учета соответствующих затрат в «прибыльных» расходах (Подпункт 7 п. 1 ст. 264 НК РФ). Каждая организация должна выбрать из Типового перечня только те мероприятия, которые необходимы именно ей, и обосновать это. Сделать это можно, например, по результатам аттестации рабочих мест (Пункт 3 Порядка, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 N 342н). Выбранные мероприятия нужно закрепить во внутреннем документе (положении об охране труда, коллективном договоре и т.д.).

(-) Выходить за рамки Типового перечня при составлении собственного списка нельзя. Налоговики с учетом таких затрат вряд ли согласятся.

(!) Типовой перечень, в частности, включает в себя такие мероприятия по улучшению условий труда:

— приобретение и монтаж установок (автоматов) для питьевой воды;

— устройство или реконструкция отопительных и вентиляционных систем, кондиционеров с целью обеспечения нормального микроклимата;

— организация мест отдыха, помещений для релаксации;

— расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

Но гарантировать, что споров по поводу налогового учета таких затрат больше не возникнет, нельзя. Подобные мероприятия Минтруд рекомендовал работодателям и ранее (кроме кондиционирования) (Раздел 2 Рекомендаций, утв. Постановлением Минтруда России от 27.02.1995 N 11). На эти Рекомендации охотно ссылались суды, принимая решения в пользу налогоплательщиков (Постановления ФАС МО от 05.05.2009 N КА-А40/3335-09; ФАС СКО от 16.11.2010 по делу N А32-16552/2009), однако аргументом для инспекторов они не являлись.

(+) Напомним, что на проведение мероприятий по улучшению условий труда организации должны тратить не менее 0,2% суммы затрат на производство продукции (работ, услуг) (Часть 3 ст. 226 ТК РФ). Это минимальная планка, установленная ТК. Верхнего предела нет, поэтому для налоговых целей такие затраты могут быть учтены и в большем объеме с учетом требований ст. 252 НК РФ, что подтвердил и Минфин (Письмо Минфина России от 09.08.2011 N 03-03-06/4/95).

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

от 1 марта 2012 г. N 181н

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПЕРЕЧНЯ

ЕЖЕГОДНО РЕАЛИЗУЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И СНИЖЕНИЮ УРОВНЕЙ

В соответствии со статьей 226 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1 (ч. I), ст. 3; 2006, N 27, ст. 2878; 2011, N 30 (ч. I), ст. 4586) и подпунктом 5.2.65(6) Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2898; 2011, N 47, ст. 6659), приказываю:

Утвердить Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению профессиональных рисков согласно приложению.

от 1 марта 2012 г. N 181н

ЕЖЕГОДНО РЕАЛИЗУЕМЫХ РАБОТОДАТЕЛЕМ МЕРОПРИЯТИЙ ПО УЛУЧШЕНИЮ

УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА И СНИЖЕНИЮ УРОВНЕЙ

Конкретный перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков определяется работодателем исходя из специфики его деятельности.

1. Проведение в установленном порядке работ по аттестации рабочих мест по условиям труда, оценке уровней профессиональных рисков.

Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н (зарегистрировано Минюстом России 9 июня 2011 г. N 20963).

2. Реализация мероприятий по улучшению условий труда, в том числе разработанных по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, и оценки уровней профессиональных рисков.

Читайте так же:  Подать на алименты на взрослых детей

3. Внедрение систем (устройств) автоматического и дистанционного управления и регулирования производственным оборудованием, технологическими процессами, подъемными и транспортными устройствами.

4. Приобретение и монтаж средств сигнализации о нарушении нормального функционирования производственного оборудования, средств аварийной остановки, а также устройств, позволяющих исключить возникновение опасных ситуаций при полном или частичном прекращении энергоснабжения и последующем его восстановлении.

5. Устройство ограждений элементов производственного оборудования от воздействия движущихся частей, а также разлетающихся предметов, включая наличие фиксаторов, блокировок, герметизирующих и других элементов.

6. Устройство новых и (или) модернизация имеющихся средств коллективной защиты работников от воздействия опасных и вредных производственных факторов.

7. Нанесение на производственное оборудование, органы управления и контроля, элементы конструкций, коммуникаций и на другие объекты сигнальных цветов и знаков безопасности.

8. Внедрение систем автоматического контроля уровней опасных и вредных производственных факторов на рабочих местах.

9. Внедрение и (или) модернизация технических устройств, обеспечивающих защиту работников от поражения электрическим током.

10. Установка предохранительных, защитных и сигнализирующих устройств (приспособлений) в целях обеспечения безопасной эксплуатации и аварийной защиты паровых, водяных, газовых, кислотных, щелочных, расплавных и других производственных коммуникаций, оборудования и сооружений.

11. Механизация и автоматизация технологических операций (процессов), связанных с хранением, перемещением (транспортированием), заполнением и опорожнением передвижных и стационарных резервуаров (сосудов) с ядовитыми, агрессивными, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, используемыми в производстве.

12. Механизация работ при складировании и транспортировании сырья, оптовой продукции и отходов производства.

13. Механизация уборки производственных помещений, своевременное удаление и обезвреживание отходов производства, являющихся источниками опасных и вредных производственных факторов, очистки воздуховодов и вентиляционных установок, осветительной арматуры, окон, фрамуг, световых фонарей.

14. Модернизация оборудования (его реконструкция, замена), а также технологических процессов на рабочих местах с целью снижения до допустимых уровней содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, механических колебаний (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук) и излучений (ионизирующего, электромагнитного, лазерного, ультрафиолетового).

15. Устройство новых и реконструкция имеющихся отопительных и вентиляционных систем в производственных и бытовых помещениях, тепловых и воздушных завес, аспирационных и пылегазоулавливающих установок, установок кондиционирования воздуха с целью обеспечения нормального теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений.

16. Приведение уровней естественного и искусственного освещения на рабочих местах, в бытовых помещениях, местах прохода работников в соответствии с действующими нормами.

17. Устройство новых и (или) реконструкция имеющихся мест организованного отдыха, помещений и комнат релаксации, психологической разгрузки, мест обогрева работников, а также укрытий от солнечных лучей и атмосферных осадков при работах на открытом воздухе; расширение, реконструкция и оснащение санитарно-бытовых помещений.

18. Приобретение и монтаж установок (автоматов) для обеспечения работников питьевой водой.

19. Обеспечение в установленном порядке работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, производимых в особых температурных и климатических условиях или связанных с загрязнением, специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, смывающими и обезвреживающими средствами.

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 г. N 290н (зарегистрировано Минюстом России 10 сентября 2009 г. N 14742), с изменениями, внесенными приказом Минздравсоцразвития России от 27 января 2010 г. N 28н (зарегистрировано Минюстом России 1 марта 2010 г. N 16530).

20. Обеспечение хранения средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ), а также ухода за ними (своевременная химчистка, стирка, дегазация, дезактивация, дезинфекция, обезвреживание, обеспыливание, сушка), проведение ремонта и замена СИЗ.

21. Приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.

22. Организация в установленном порядке обучения, инструктажа, проверки знаний по охране труда работников.

Постановление Минтруда России и Минобразования России от 13 января 2003 г. N 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (зарегистрировано Минюстом России 12 февраля 2003 г. N 4209).

23. Организация обучения работников оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.

24. Обучение лиц, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов.

25. Проведение в установленном порядке обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований).

Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. N 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрировано Минюстом России 21 октября 2011 г. N 22111).

26. Оборудование по установленным нормам помещения для оказания медицинской помощи и (или) создание санитарных постов с аптечками, укомплектованными набором лекарственных средств и препаратов для оказания первой помощи.

27. Устройство тротуаров, переходов, тоннелей, галерей на территории организации в целях обеспечения безопасности работников.

28. Организация и проведение производственного контроля в порядке, установленном действующим законодательством.

29. Издание (тиражирование) инструкций по охране труда.

30. Перепланировка размещения производственного оборудования, организация рабочих мест с целью обеспечения безопасности работников.

31. Проектирование и обустройство учебно-тренировочных полигонов для отработки работниками практических навыков безопасного производства работ, в том числе на опасных производственных объектах.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://alianskadrovic.ru/novoe-v-zakonodatelstve/tipovoj-perechen-zatrat-na-oxranu-truda

Расходы на улучшение условий труда
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here