Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Дата публикации 17.10.2019

В 2017, 2018 годах по ранее действовавшим принципам учета бюджетное учреждение начисляло доход от субсидии на выполнение задания в размере годовой суммы, указанной в соглашении. Учредитель делал так же. По факту учреждение получило финансовое обеспечение не полностью, по состоянию на конец 2017, 2018 гг. осталась дебиторская задолженность. У учредителя, в свою очередь, числится кредиторская задолженность. Эти долги погашены не будут. Можно ли их списать с баланса и у бюджетного учреждения, и у учредителя? Или их необходимо какое-то количество лет учитывать на балансе? Если списывать, какими проводками, опираясь на какие нормативные документы?

В соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами бюджетного учреждения, формируется муниципальное задание, от выполнения которого учреждение не вправе отказаться (п. 3 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», далее – Закон № 7-ФЗ).

Для финансового обеспечения выполнения задания бюджетному учреждению предоставляется субсидия в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ (п. 6 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ). Учреждение самостоятельно определяет направления расходования средств такой субсидии и несет ответственность за своевременное и полное исполнение задания учредителя. Кроме того, из бюджета учреждению могут выделяться субсидии на иные цели (абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ), субсидии на капвложения (ст. 78.2 БК РФ).

Порядок и условия предоставления субсидии бюджетному учреждению определяются соглашением. Это двусторонний документ, который подписывают уполномоченные должностные лица учреждения и органа, выполняющего функции и полномочия учредителя. Неотъемлемой частью соглашения является график перечисления денежных средств. Обе стороны обязаны выполнить свои обязательства по соглашению, если они его подписали.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством. Споры между сторонами в связи с исполнением соглашения решаются путем переговоров с оформлением протоколов или иных документов. При недостижении согласия споры решаются в судебном порядке.

Такие положения предусмотрены типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), утв. приказом Минфина России от 31.10.2016 № 198н. Аналогичные положения должны быть и в муниципальном нормативном акте.

В соответствии с п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ объем субсидии на выполнение задания в течение срока его выполнения может уменьшаться только при изменении самого задания. Следовательно, учредитель не вправе произвольно уменьшать сумму субсидии, размер которой изначально определен.

За нарушение порядка формирования и (или) финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания предусмотрена ответственность по ст. 15.15.15 КоАП РФ (см. также решение Центрального районного суда г. Волгограда № 12-411/2015 от 26.03.2015 по делу № 12-411/2015, решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.07.2014 по делу № 12-944/2014).

В рассматриваемом случае задолженность по недополученной субсидии у бюджетного учреждения учитывается на счете 205 31 «Расчеты по доходам от оказания платных услуг (работ)». В то же время у учредителя сумма кредиторской задолженности по предоставлению субсидии числится на счете 302 41 «Расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям» (п. 256 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).

В соответствии с п. 39 СГС «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

По общему правилу с момента возникновения и до полного погашения дебиторская задолженность учитывается на соответствующих балансовых счетах. В настоящее время на балансе учреждения могут учитываться только объекты бухгалтерского учета, соответствующие понятию «актив» (пп. 35, 36, 37 федерального стандарта «Концептуальные основы», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н).

Критерием для списания дебиторской задолженности с баланса может быть тот факт, что такая задолженность больше не является активом (предприняты все меры по ее взысканию) (письмо Минфина России от 14.07.2017 № 02-08-10/45171, п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, учреждение может списать дебиторскую задолженность с балансового учета как сомнительную (не соответствующую понятию «актив»). Решение о признании задолженности сомнительной принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 339 Инструкции № 157н).

Согласно разъяснениям Минфина России (письмо от 11.10.2018 № 02-07-10/73166) бюджетное учреждение может признать дебиторскую задолженность учредителя, ранее принятую к учету, не соответствующей критериям обязательства (актива) в следующих случаях:

    • если нет предпосылок к предъявлению требований по исполнению задолженности учредителя перед учреждением (перед кредиторами учреждения), в т.ч. по обязательствам, возникающим в связи с недофинансированием субсидии на выполнение задания,
    • не предполагается предоставление бюджетному учреждению из бюджета субсидий на исполнение (погашение) обязательств, принятых учреждением под ожидаемые поступления субсидий (кредиторских задолженностей).

Иными словами, если у учреждения нет кредиторской задолженности, сформированной за счет субсидии на выполнение задания, и оно готово простить учредителю этот долг, согласно положениям СГС «Концептуальные основы» такая задолженность может быть реклассифицирована. Операции по выбытию задолженности с балансового учета согласовываются с учредителем, поскольку показатели должны быть зеркальными у учредителя и учреждения.

В случае принятия учреждением решения о реклассификации задолженности в бухгалтерском учете учреждения могут быть сделаны записи, аналогичные реклассификации активов (п. 10 инструкции, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, далее – Инструкция № 174н), с использованием счета 401 10 172 «Доходы от операций с активами».

Также учреждением может быть принято решение о списании задолженности в качестве сомнительной. В таком случае операции отражаются в порядке, предусмотренном в п. 94 Инструкции № 174н, с использованием счета 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами. Эти положения действуют при формировании учетной политики и ведении бухгалтерского учета с 2019 г.

Читайте так же:  Рефинансирование кредита в газпромбанке для зарплатных клиентов

Одновременно задолженность учредителя по субсидии с момента принятия профильной комиссией учреждения решения о ее выбытии с балансовых счетов учитывается на забалансовом счете 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» (п. 339 Инструкции № 157н).

Таким образом, бухгалтерские записи в рассматриваемой ситуации могут быть следующими:

Дебет КДБ 4 401 10 172 (4 401 10 173) Кредит КДБ 4 205 31 660 – списана дебиторская задолженность в результате реклассификации (признания задолженности сомнительной);

увеличение забалансового счета 04 – задолженность принята к забалансовому учету (п. 339 Инструкции № 157н).

Реклассификация (признание задолженности сомнительной) в бюджетном учреждении должна быть отражена одновременно со списанием кредиторской задолженности у учредителя.

В соответствии с п. 102 Инструкции № 162н списание с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, не востребованной кредиторами, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 0 302 00 000 «Расчеты по принятым обязательствам» и кредиту счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами». Одновременно сумма задолженности учитывается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».

Списание задолженности с забалансовых счетов 04, 20 в настоящее время представляется проблематичным, поскольку для этого необходимо признать задолженность безнадежной для взыскания. Так, в письме Минфина России от 11.10.2018 № 02-07-10/73166 говорится, что положения БК РФ содержат исчерпывающий перечень случаев признания задолженности безнадежной к взысканию (ст. 47.2 БК РФ). Кроме того, целесообразно руководствоваться требованиями ст. 196, 197, 416, 417, 419 ГК РФ.

Безнадежным долгом также признается долг, невозможность взыскания которого подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ, в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

    • невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;
    • у должника нет имущества, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Рассматриваемая ситуация к указанным основаниям не относится.

Согласно проекту приказа Минфина России «О внесении изменений в приложения 1 и 2 к Инструкции № 157н» (подготовлен Минфином России 19.07.2019) списание сомнительной задолженности с забалансового учета может осуществляться при наличии документов, которые подтверждают неопределенность относительно получения экономических выгод или полезного потенциала. Иными словами, в будущем для признания сомнительной задолженности безнадежной к взысканию необязательно наличие документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/17_10_2019_%F1%EF%E8%F1%E0%ED%E8%E5_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%E8_%F3%F7%F0%E5%E4%E8%F2%E5%EB%FF.htm

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Подскажите, пожалуйста, как правильно списать дебиторскую задолженность (проводки) в бюджетном учреждении, если контрагент ликвидирован? И какие подтверждающие документы необходимо приложить?

Для признания задолженности безнадежной дебиторской и невостребованной кредиторской руководствуются нормами гражданского законодательства.

Согласно ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). С момента исключения из ЕГРЮЛ организация не отвечает по своим обязательствам.

При ликвидации юридического лица требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности его имущества, считаются погашенными (п. 6 ст. 64 ГК РФ). Таким образом, ликвидация организации прекращает обязательства должника. Следовательно, сумму задолженности можно считать безнадежной.

Документальным подтверждением ликвидации организации-должника может служить выписка из ЕГРЮЛ.

Обычно для обоснованного списания дебиторской задолженности предпринимаются следующие шаги:

    • проводится инвентаризация расчетов;
    • выявляется дебиторская задолженность;
    • бухгалтерия готовит докладную записку на имя руководителя с предложением списать дебиторскую задолженность; в записке указывается контрагент, основание возникновения задолженности, дата возникновения задолженности, сумма задолженности, перечень мероприятий, которые были предприняты для взыскания задолженности, документы, подтверждающие принятие мер к взысканию задолженности;
    • на основании предоставленной докладной записки руководитель дает распоряжение о списании дебиторской задолженности; любое списание дебиторской задолженности следует считать ущербом учреждению, поэтому в соответствии со ст. 247 Трудового кодекса РФ руководитель обязан произвести служебное расследование с целью определения размера ущерба и выявления виновного.

Известны случаи из практики, когда по результатам контрольно-ревизионной проверки бухгалтерам было предписано возместить ущерб от списанной дебиторской задолженности, потому что бухгалтеры не предпринимали никаких мер ко взысканию задолженности и не информировали руководителя о задолженности.

В вопросе не указано, на каком основании образовалась дебиторская задолженность. Дебиторская задолженность может образоваться как при получении дохода, так и при осуществлении расходов. Не все возможные виды дебиторской задолженности описаны в Инструкции Минфина РФ от 16 декабря 2010 г. № 174н. Обращаем ваше внимание, что в случае списания задолженности за счет расходов (согласно нормам Инструкции № 174н) такие расходы не подлежат включению в себестоимость, то есть недопустимо списание задолженности в дебет счетов 010900000.

Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/20.02.2015_%E7%E0%E4%EE%EB%E6%E5%ED%ED%EE%F1%F2%FC%20%EB%E8%EA%E2%20%EA%EE%ED%F2%F0%E0%E3%E5%ED%F2%E0.htm

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На балансе органа местного самоуправления (ГРБС) с 2008 года числится кредиторская задолженность на счете 1 205 81 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» в сумме 212 046 руб. При объединении района с городом данная сумма была передана органу местного самоуправления без уточнения наименований контрагентов и их реквизитов. Уточнить сумму не представляется возможным. Как в бюджетном учете органа местного самоуправления можно списать эту задолженность на забаланс? Какие документы могут служить основанием для списания данной задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете органа местного самоуправления списание кредиторской задолженности с балансового учета оформляется по дебету счета 1 205 81 560 и кредиту счета 1 401 10 173. Одновременно задолженность учреждения, невостребованная кредиторами, отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».
Кредиторская задолженность списывается в соответствии с оформленным решением профильной комиссии на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). В качестве обоснования решения комиссии могут быть приложены: инвентаризационное описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), документы, подтверждающие истечение срока давности, документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя, иные документы, предусмотренные порядком списания кредиторской задолженности.

Читайте так же:  Кооператив суд решение восстановление на работе председатель

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Списание задолженности, невостребованной кредиторами (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

23 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1217840/

Тема: КБК при списании кредиторской задолженности

Опции темы
Поиск по теме

КБК при списании кредиторской задолженности

Уважаемые Клерки, подскажите пожалуйста какой код классификации доходов применить при списании кредиторской задолженности, списываемой в связи с истечением срока исковой давности, тема уже ранее поднималась, но конкретного ответа не прозвучало.

000 1 17 05000 00 0000 180 Прочие неналоговые доходы
000 1 17 05010 01 0000 180 Прочие неналоговые доходы федерального бюджета
000 1 17 05020 02 0000 180 Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации
000 1 17 05030 03 0000 180 Прочие неналоговые доходы бюджетов внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
000 1 17 05040 04 0000 180 Прочие неналоговые доходы бюджетов городских округов
000 1 17 05050 05 0000 180 Прочие неналоговые доходы бюджетов муниципальных районов
000 1 17 05050 10 0000 180 Прочие неналоговые доходы бюджетов поселений
000 1 17 06000 00 0000 180 Прочие неналоговые поступления в бюджеты государственных внебюджетных фондов

по ПД:
000 3 03 99000 00 0000 180 Прочие безвозмездные поступления
000 3 03 99010 01 0000 180 Прочие безвозмездные поступления федеральным учреждениям
000 3 03 99020 02 0000 180 Прочие безвозмездные поступления учреждениям, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации
000 3 03 99030 03 0000 180 Прочие безвозмездные поступления учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
000 3 03 99040 04 0000 180 Прочие безвозмездные поступления муниципальным учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления городских округов
000 3 03 99050 05 0000 180 Прочие безвозмездные поступления учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления муниципальных районов
000 3 03 99050 10 0000 180 Прочие безвозмездные поступления учреждениям, находящимся в ведении органов местного самоуправления поселений

А по инструкции (148н) д.б. проводка КРБ 030200000 — КДБ 040101 173
(п.114 в корреспонденции счетов)

Так автор темы задал вопрос не о проводках,а коде доходов.

Попробуйте найти, уважаемая, в классификации доходов КДБ с КОСГУ 173 на конце )

смешно. особенно выделение огромными цифрами и цветом.
но у нас и со счетом 40101172 сочетаются КБК с КОСГУ 410 и 440.

А можно в развитие темы вот такую ситуацию обсудить:
в 2008г доходы от предпринимательской деятельности по местному закону надо было «обюджечивать», их зачисляли в доход бюджета и расходовали уже по бюджету, при этом кбк имело в конце 901. В декабре 2008г была начислена зарплата и налоги на нее по 901 кбк. на начало года есть кредиторка по 302 01 и 303 02 по бюджету с 901 кбк.
В 2009г обюджечивание отменили, вне внебюджетные доходы так с внебюджета и расходуются, соответственно долг по зарплате и налогам гасился уже по внебюджетным счетам 2 302 01 и 2 303 02. Получается пересортица.
Надо кредиторку с бюджета перенести на внебюджет. Правильно ли будет сделать такие проводки:
Дт 1 302 01 Кт 1 401 01 241 (списали с бюджета)
Дт 2 401 01 180 Кт 2 302 01 (поставили на внебюджет)
или надо наоборот в бюджете брать 1 401 01 180, а на внебюджете брать 2 401 01 241.
Сивец на семинаре, где я была, сказала: Списать с бюджета по 241, на внебюджет по 180 зачислить. Но такой подход используется для перевода активов, а не пассивов, как-то проводки не очень получаются.
К тому же Сивец сказала для 180 статьи брать кбк . которое начинается на 117, т.е. прочие неналоговые доходы, а могет такое кбк разве быть по внебюджету?

хм.. может поторопилась и оговорилась. не писала? устно сказала?
просто общее правило-кредиторка списывается на доходы, она сама обычно это говорит.. а дама она в общем разумная и рассудительная..
я бы сделала по бюджету кредит 40101180 как раз с тем КБК, а по внебюджету в Дт 40101241.

, вы мои сомнения развеяли. Я тоже думаю, что по бюджету доходы, а по внебюджету расходы.

Источник: http://forum.klerk.ru/showthread.php?t=178963

Невостребованная кредиторская задолженность в бюджетном учреждении 2020 год

Если Вам требуются banki-odobryayoushie-kredit.ru даже при наличии кредиторской задолженности — кликните по ссылке. Профессиональный подход, приемлемые проценты и высокое качество ждут Вас на предложенном сайте.

Под кредиторской задолженностью в бюджетном учреждении принято понимать задолженность согласно сложившихся обстоятельств в размере суммы денег или другого рода активов, которые необходимо передать кредитору в обмен на предоставленные активы, работы или услуги. Также к разряду кредиторской задолженности можно отнести задолженность учреждения перед работниками согласно сумм начисления заработных плат и другого рода выплат по бюджетным сборам и налогам. Кредиторская задолженность различают как просроченную и текущую. Задолженность прошедших лет можно отнести к любому виду кредиторской задолженности.

Читайте так же:  Санминимум на портовой

Текущая кредиторская задолженность представляют собой обязательства, сроки которых еще не истекли согласно условий соответствующего договора и сроков истечения. Просроченная кредиторская задолженность — это задолженность, которая не была погашена в течении сроков, которыми был установлен договор.

Порядок списания кредиторской задолженности в бюджетном учете

Процедура и порядок списания кредиторской задолженности должна быть утверждена при помощи локальных норм и актов учетной политики бюджетных учреждений. Порядок и нормы списания кредиторской задолженности, которая не востребована с балансового счета кредиторами, согласно условий вытекающих из договора, а также ее отражение согласно сроков исковой давности по балансу урегулированы инструкцией № 174н.

Задолженность, которая не востребована кредиторами, может представлять собой суммы не предъявляемые требованиям кредитора, согласно условий договора или контракта, а также суммы, которые не подтверждены по результатам проведенной инвентаризации, необходимо проводить согласно инструкции № 157н.

Видео (кликните для воспроизведения).

Заключение счетов бюджетного учета
В 2011 году начала действовать новая инструкция о порядке составления и последующего предоставления месячной, квартальной и годовой отчетности. Речь идет именно о той отчетности.

Новости бюджетного учета
Бюджетный учет в действительности является неоспоримой основой и важной частью формирования экономики всего государства. Естественно бюджетный учет имеет неоспоримые особенности.

Синтетические счета бюджетного учета
На предприятиях, фирмах, компаниях бухгалтерский учет производится в двух видах измерения, а это денежный и натуральный. Такой учет позволяет автономно обеспечивать достоверной.

Организация бюджетного учета и отчетности
Основы организации бухгалтерского учета и отчетности, четко определены законом «О бухгалтерском учете». Целью данного закона считается формирование единого, рационального и.

Учет просроченной кредиторской задолженности свыше трех лет

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Подскажите, как правильно оформить невостребованную кредиторскую задолженность свыше трех лет, так как не существует организация, которой должны?

Ответ

Списанные с балансового учета суммы задолженности нужно отразить на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Но не всегда. Не отражайте за балансом задолженность перед кредиторами, когда организация-кредитор ликвидирована или умер гражданин (сотрудник), о чем есть подтверждающие документы, а также отсутствуют требования со стороны их правопреемников (наследников).

Как списать и отразить в учете просроченную кредиторскую задолженность

Срок исковой давности

Какой срок исковой давности действует для взыскания задолженности

Общий срок исковой давности составляет три года (ст. 196 ГК РФ). Однако по закону для отдельных видов требований срок может быть сокращен или увеличен (ст. 197 ГК РФ). Например, сделку можно признать недействительной в течение года (п. 2 ст. 181 ГК РФ). Оспорить продажу доли в общей собственности один из дольщиков может в течение трех месяцев, если его преимущественное право покупки нарушили (п. 3 ст. 250 ГК РФ).

Течение срока исковой давности определяется в следующем порядке:

  • по обязательствам, срок исполнения которых определен, – по окончании срока исполнения обязательства;
  • по обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, – со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства. Если на исполнение требования кредитор дал должнику какое-то время – по окончании последнего дня срока исполнения обязательства.

Об этом сказано в пункте 2 статьи 200 Гражданского кодекса РФ.

Срок исковой давности может прерываться. Основанием для прерывания срока исковой давности являются действия лица, свидетельствующие о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново, время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается. Вместе с тем, есть ограничение: срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, даже если срок прерывался. Исключение составляют случаи, установленные Законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ о противодействии терроризму.

Такой порядок следует из положений статьи 203 и пункта 2 статьи 196 Гражданского кодекса РФ.

Если кредиторская задолженность не погашена учреждением своевременно и не востребована кредитором, то в бухучете она подлежит списанию. Исключение из этого правила составляет задолженность по налогам (сборам, пеням, штрафам). Истечение срока исковой давности не является основанием для списания такой задолженности.

Ситуация: в какой момент задолженность, не востребованную кредиторами, нужно списать с балансового учета и отразить ее на забалансовом счете 20

По общему правилу кредиторскую задолженность нужно учитывать на балансовых счетах в течение всего срока исковой давности. Однако если задолженность не востребована кредиторами (не подтверждена по результатам инвентаризации кредитором), ее можно списать и до истечения этого срока. Исключение составляет задолженность по налогам (сборам, пеням, штрафам): для списания такой задолженности истечение срока исковой давности основанием не является.

Списанные с балансового учета суммы задолженности нужно отразить на забалансовом счете 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами». Но не всегда. Не отражайте за балансом задолженность перед кредиторами, когда организация-кредитор ликвидирована или умер гражданин (сотрудник), о чем есть подтверждающие документы, а также отсутствуют требования со стороны их правопреемников (наследников). Это установлено для бюджетных и автономных учреждений соответственно в пункте 138 Инструкции № 174н и пункте 166 Инструкции № 183н. В Инструкции № 162н аналогичной нормы нет. Между тем, поскольку методология учета общая для всех типов учреждений (установлена Инструкцией к Единому плану счетов № 157н), казенные учреждения могут применять данные положения в части, не противоречащей Инструкции № 162н.

При этом вопрос о порядке учета задолженности на забалансовом счете 20 является неоднозначным.

Исходя из буквального толкования положений пункта 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, кредиторская задолженность учитывается на забалансовом счете 20 в период срока исковой давности. То есть если учреждение списывает невостребованную задолженность с баланса после истечения этого срока, то необходимости учитывать ее за балансом уже нет.

Вместе с тем, в некоторых пунктах Инструкций № 174н, № 183н сказано, что при списании задолженности с баланса, по истечении срока исковой давности, одновременно нужно сделать запись по забалансовому счету 20 (см., например, п. 129 , 138 Инструкции № 174н, п. 157 , 166 Инструкции № 183н).

Читайте так же:  Работа руководителя по совместительству

Таким образом, в действующих положениях указанных инструкций есть противоречия в части списания невостребованной кредиторской задолженности на забалансовый учет. Поэтому учреждению целесообразно закрепить условия списания задолженности в учетной политике для целей бухучета .

К примеру, задолженность можно учитывать на соответствующих балансовых счетах в течение общего срока исковой давности, а затем списать на забалансовый счет 20 для наблюдения в течение времени, определенного учетной политикой учреждения. Сделать можно аналогично правилам списания безнадежной дебиторской задолженности: можно учитывать кредиторскую задолженность в течение срока, когда можно возобновить процедуру взыскания согласно законодательству РФ. Такой подход объясняется тем, что в некоторых случаях даже после истечения общего или специального срока исковой давности кредитор имеет право удовлетворить свои требования. Например, срок исковой давности может прерываться, восстанавливаться (ст. 203, 205 ГК РФ).

В учете бюджетных учреждений:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. – по долговым обязательствам; 0.301.ХХ.830 0.401.10.173
– по принятым обязательствам перед контрагентами; 0.302.ХХ.830
– по платежам в бюджеты (в т. ч. налогам, сборам); 0.303.ХХ.830
– по доходам; 0.205.ХХ.560
– по подотчетным суммам; 0.208.ХХ.560
– по депонированным суммам; 0.304.02.830
– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат 0.304.03.830
2.

Одновременно отражена сумма кредиторской задолженности за балансом

Увеличение забалансового счета 20 XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

По требованию, предъявленному кредитором, списанную за баланс задолженность нужно восстановить (абз. 4 п. 371 Инструкции к Единому плану счетов № 157н). В учете при этом сделайте проводки:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета
1. Восстановлена кредиторская задолженность:
– по долговым обязательствам; 0.401.10.173 0.301.ХХ.730
– по принятым обязательствам перед поставщиками (исполнителями, заказчиками); 0.302.ХХ.730
– по платежам в бюджеты (в т. ч. налоги, сборы); 0.303.ХХ.730
– по доходам; 0.205.ХХ.660
– по подотчетным суммам; 0.208.ХХ.660
– по депонированным суммам; 0.304.02.730
– по удержаниям из зарплаты, стипендии и прочих выплат 0.304.03.730
2. Одновременно отражено списание суммы кредиторской задолженности с забаланса Уменьшение забалансового счета 20
XX – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок установлен пунктами 94, 106, 129, 136, 138, 140, 150 Инструкции № 174н.

Пример, как отразить в бухучете списание невостребованной кредиторской задолженности

В январе 2016 года «Альфа» обратилась в налоговый орган за информацией о ликвидации ООО «Гермес». Данная информация была подтверждена соответствующей выпиской из ЕГРЮЛ от 28 января 2016 года.

Порядок списания кредиторской задолженности, а также порядок ее учета на забалансовом счете утвержден в учетной политике учреждения. В соответствии с данным порядком руководитель учреждения издал приказ о списании с учета невостребованной задолженности до истечения срока исковой давности (на основании результатов инвентаризации, заключения комиссии, а также справки, полученной из ЕГРЮЛ).

31 января 2016 года в учете учреждения сделаны записи:

Содержание операции Дебет счета Кредит счета Сумма, руб.
1. Списана невостребованная кредиторская задолженность 2.302.34.830 2.401.10.173 19 000
Увеличение забалансового счета 20

Сумма задолженности отражается на забалансовом счете до истечения общего срока исковой давности, то есть до 12 ноября 2018 года включительно.

Источник: http://mos-advokatam.ru/zadolzhennost/nevostrebovannaja-kreditorskaja-zadolzhennost-v-bjudzhetnom-uchrezhdenii-2019-god.html

Нереальная к взысканию дебиторская задолженность

Автор: О. Лунина

Что такое дебиторская задолженность? Какая задолженность считается нереальной к взысканию? Как такая задолженность отражается в учете?

Ровно и гладко (без долгов и переплат) вести учет получается далеко не всегда. Учреждения, в том числе государственные, нередко попадают в ситуации, когда они, например, уплатили аванс за работы (услуги), а подрядчик к их исполнению так и не приступил. Часто имеют место факты переплат по заработной плате. Как такие и другие аналогичные ситуации отражаются в учете учреждения и что в этих случаях следует предпринимать, рассмотрим в данной статье.

Что такое дебиторская задолженность?

Дебиторская задолженность у учреждений возникает постоянно вследствие незавершенных взаимоотношений между контрагентами. Когда ее погашение затягивается на длительное время – это повод для проведения проверок и принятия мер к ее взысканию. В отдельных случаях дебиторская задолженность выявляется во время инвентаризации расчетов при подготовке к сдаче отчетности.

На необходимость инвентаризации указывает ст. 11 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Она проводится в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 (далее – Методические указания № 49).

Инвентаризация расчетов с банками и другими кредитными учреждениями по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета (п. 3.44 Методических указаний № 49).

По задолженности работникам организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов (кредиторская задолженность), а также суммы и причины возникновения переплат работникам (дебиторская задолженность) (п. 3.46 Методических указаний № 49).

При инвентаризации подотчетных сумм проверяются отчеты подотчетных лиц по выданным авансам с учетом их целевого использования, а также суммы выданных авансов по каждому подотчетному лицу (даты выдачи, целевое назначение) (п. 3.47 Методических указаний № 49).

Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить (п. 3.48 Методических указаний № 49):

  • правильность расчетов с банками, финансовыми, налоговыми органами, внебюджетными фондами, другими организациями, а также со структурными подразделениями организации, выделенными на отдельный баланс;
  • правильность и обоснованность числящейся в бухгалтерском учете суммы задолженности по недостачам и хищениям;
  • правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.

Результаты проведенной инвентаризации отражаются в инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), утвержденной Приказом № 52н[1]. При заполнении данного документа в части дебиторской задолженности в нем отражаются:

  • наименование дебитора;
  • данные по переплатам учреждения в разрезе соответствующих бюджетов бюджетной системы РФ;
  • номер счета бухгалтерского (бюджетного) учета;
  • общая сумма задолженности по данным бухгалтерского учета, в том числе подтвержденная дебиторами (не подтвержденная дебиторами);
  • сумма дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности.
Читайте так же:  Оборачиваемость кредиторской задолженности снижается

Основания для признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию

Дебиторская задолженность, которая не может быть погашена, признается нереальной к взысканию. Условия, по которым дебиторская задолженность не может быть взыскана, определены Гражданским кодексом. Такими условиями являются, в частности:

  • истечение срока исковой давности (ст. 196, 197);
  • ликвидация организации (ст. 419);
  • смерть гражданина-должника (ст. 418);
  • невозможность исполнения обязательства (когда это вызвано обстоятельством, за которое ни одна из сторон не отвечает) (ст. 416);
  • принятие акта государственного органа о признании задолженности нереальной к взысканию (ст. 417).

Истечение срока исковой давности. Срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ составляет три года.

Отсчет срока исковой давности наступает с даты обязательного внесения платежа, установленного законодательством РФ.

Срок исковой давности, предусмотренный гражданским законодательством, может быть прерван. Течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в суд в установленном порядке и совершением должником действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново. Время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.

К действиям должника, свидетельствующим о признании долга, относятся:

  • признание долга (подписание акта сверки взаимных расчетов);
  • частичная уплата должником или с его согласия другим лицом долга.

При личной подаче искового заявления в суд срок исковой давности прерывается в день, в который исковое заявление поступило в суд. Если исковое заявление пересылается по почте, то срок исковой давности прерывается с даты, указанной на почтовом штемпеле отделения связи.

Течение нового срока исковой давности начинается с даты вынесения судом решения о взыскании долга. Если поданный учреждением иск оставлен судом без рассмотрения, срок исковой давности прерванным не считается.

Ликвидация организации. Ликвидация должника осуществляется в установленном законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей порядке. Документом, подтверждающим ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя, является выписка из Единого государственного реестра юридических лиц.

Прекращение обязательства в связи со смертью гражданина. Обязательство (задолженность) прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.

Принятие акта о признании задолженности нереальной к взысканию. Такими документами являются решение суда о невозможности взыскания задолженности и постановление судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства в связи с невозможностью взыскания долга.

Задолженность, в отношении которой вступило в силу решение суда, подлежит взысканию в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Задолженность, которая должна быть взыскана в порядке исполнительного производства, признается безнадежной и подлежит списанию только в случае невозможности ее взыскания, подтвержденной постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, в связи с невозможностью установить местонахождение должника и его имущества, в случае отсутствия у должника имущества, денежных средств, иных ценностей, на которые может быть обращено взыскание, в случае ликвидации организации.

Невозможность исполнения обязательств по причинам, не зависящим от воли сторон. Обстоятельствами, не зависящими от сторон, являются форс-мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, военные действия, теракты и т.п.).

Отражение в бухгалтерском учете нереальной к взысканию дебиторской задолженности

Согласно п. 339 Инструкции № 157н[2] (в редакции Приказа Минфина РФ от 06.08.2015 № 124н) с момента признания задолженности в порядке, установленном законодательством РФ, в соответствии с актом главного администратора доходов бюджета нереальной к взысканию она списывается с балансового учета учреждения и принимается на забалансовый учет на счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов».

Списание с балансового учета нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании результатов инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя учреждения.

Учет указанной задолженности осуществляется в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным, не противоречащим закону способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением ее на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Задолженность с забалансового учета списывается на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно действующему законодательству РФ.

Аналитический учет по забалансовому счету 04 ведется в карточке учета средств и расчетов (ф. 0504051) в разрезе видов поступлений (выплат), по которым на балансе учреждения учитывалась задолженность дебиторов, по дебиторам (должникам) с указанием их полного наименования, а также иных реквизитов, необходимых для определения задолженности (дебитора) в целях возможного ее взыскания (п. 340 Инструкции № 157н).

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н:

  • операции по списанию в порядке, установленном бюджетным законодательством, дебиторской задолженности, нереальной к взысканию (по доходам, источникам финансирования дефицита бюджета, предоставленным займам, ссудам), а также по списанию с балансового учета задолженности по принятым обязательствам, не востребованной кредиторами, следует относить на подстатью 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» КОСГУ;
  • отнесение на уменьшение финансового результата суммы дебиторской задолженности по расходам, признанной в соответствии с законодательством РФ нереальной к взысканию (по произведенным авансовым платежам, по государственным и муниципальным гарантиям, по которым не возникают эквивалентные требования со стороны гаранта к должнику), осуществляется по подстатье 273 «Чрезвычайные расходы по операциям с активами» КОСГУ.

Представим типовые корреспонденции счетов для различных типов учреждений по отражению в учете списания нереальной к взысканию дебиторской задолженности.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/buhaccounting/a6/843431.html

Списание кредиторской задолженности в бюджетном учреждении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here