Учет кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Учет кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения числится просроченная кредиторская задолженность по счету 4 302 34. Однако поставщик в составленном акте сверки данную задолженность не подтверждает. Срок исковой давности не истек.
Есть ли у учреждения основания для списания указанной задолженности с баланса? Если да, то какими проводками отразить в учете списание и какими документами это оформить?

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1057789/

Энциклопедия решений. Списание кредиторской задолженности (для бюджетной сферы)

Списание задолженности, невостребованной кредиторами (для госсектора)

ГАРАНТ:

Решение может применяться в любых организациях государственного сектора: в органах государственной власти (местного самоуправления), казенных, бюджетных и автономных учреждениях

Списание с забалансового учета невостребованной кредиторами задолженности госучреждения (требований, вытекающих из условий договора, контракта, в т.ч. кредиторской задолженности, не подтвержденной по результатам инвентаризации кредитором, а также депонентской задолженности) осуществляется на основании решения профильной комиссии учреждения (п. 371 Инструкции N 157н). К полномочиям этой же комиссии может быть отнесено принятие решений о списании кредиторской задолженности с балансового учета.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Прекращение (выбытие, списание) ранее учтенного обязательства (кредиторской задолженности) подлежит обязательному подтверждению первичными документами (п. 7 Инструкции N 157н, письмо Минфина России от 30.05.2013 N 02-06-05/19714). Учитывая положения п. 371 Инструкции N 157н, порядок списания задолженности с балансового и забалансового учета (в т.ч. конкретный перечень документов, которые должны быть оформлены в подобных ситуациях) может устанавливаться:

— для казенных учреждений — главным распорядителем бюджетных средств (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета);

— для бюджетных и автономных учреждений — учетной политикой соответствующего учреждения (если иное не установлено бюджетным законодательством).

В частности, невостребованная кредиторская задолженность может списываться с балансового учета на основании:

1) инвентаризационной описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089);

2) решения профильной комиссии;

3) письменного обоснования решения о списании задолженности;

4) приказа (распоряжения) руководителя госучреждения о списании кредиторской задолженности;

5) Бухгалтерской справки (ф. 0504833).

В аналогичном порядке может оформляться и списание задолженности с забалансового счета 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами». Такое списание осуществляется:

— по истечении установленных в учреждении сроков забалансового учета задолженности;

— при предъявлении кредиторами соответствующих требований и возобновлении учета задолженности на балансе.

По общему правилу кредиторская задолженность списывается в кредит счета 0 401 10 173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами» с одновременным отражением по забалансовому счету 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» в связи с отсутствием требований кредиторов в период срока исковой давности (см. также письмо Минфина России от 27.11.2014 N 02-07-10/60400). При этом в случае наличия документов, подтверждающих ликвидацию (смерть) кредитора, а также при отсутствии требований со стороны правопреемников (наследников) по списываемой с баланса задолженности отражение на забалансовом счете не производится.

Внимание

Сроки учета депонентской задолженности в балансовом и забалансовом учете должны быть определены госучреждением самостоятельно с учетом неоднозначного подхода уполномоченных органов к решению вопроса о сроках исковой давности по данному виду задолженности*(1). В данном случае необходимо понимать, что обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора работник имеет право в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. Кроме того, за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику (в том числе при увольнении), он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм (ст. 392 ТК РФ).

Пример

В учете бюджетного (автономного) учреждения на счете 4 208 12 000 «Расчеты с подотчетными лицами по прочим выплатам» числится сумма кредиторской задолженности в сумме 5 000 руб. В установленном порядке принято решение о списании данной задолженности с балансового учета.

В данном случае в учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

В бюджетном учреждении

В автономном учреждении

Списана задолженность, невостребованная кредиторами

Кредиторская задолженность, списанная с балансового учета и учтенная на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами», может быть восстановлена при предъявлении кредиторами соответствующих требований. При этом в балансовом учете должны отражаться проводки, по сути, «обратные» тем проводкам, которые применялись при списании дебиторской задолженности с баланса.

Пример

В казенном учреждении в установленном порядке принято решение о восстановлении в балансовом учете ранее списанной кредиторской задолженности по оплате поставленных в организацию материальных запасов в сумме 20 000 руб.

Читайте так же:  Трудовые споры физические лица

В данном случае в учете могут быть сделаны следующие бухгалтерские записи:

КДБ 1 401 10 173

КРБ 1 302 34 730

Восстановлена сумма списанной ранее кредиторской задолженности

При отражении в учете операций по восстановлению ранее списанной с учета кредиторской задолженности речь, как правило, идет о необходимости погашения задолженности прошлых лет. Специалисты Минфина России приводят следующий порядок принятия и регистрации бюджетных обязательств в части кредиторской задолженности прошлых лет:

1) данные бюджетные обязательства могут быть зарегистрированы в текущем году только в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных с правом погашения кредиторской задолженности, возникшей в прошлые периоды (погашение кредиторской задолженности должно быть предусмотрено бюджетом публично-правового образования);

2) перерегистрация бюджетных обязательств должна производиться на основании решения главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств;

3) обязательство регистрируется как обязательство текущего года в пределах доведенных лимитов текущего года.

— постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2;

— постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2008 N 3596/08;

— письмо Минфина России от 22.03.2010 N 03-03-06/1/161;

— письмо ФНС России от 06.10.2009 N 3-2-06/109;

— письмо Роструда от 09.12.2009 N 6646-Т3.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Информационный блок «Энциклопедия решений. Госсектор: учет, отчетность, финконтроль» — это совокупность уникальных актуализируемых аналитических материалов, ориентированных на бухгалтеров, специалистов финансово-экономических служб организаций бюджетной сферы

Материал приводится по состоянию на декабрь 2019 г.

См. содержание Энциклопедии решений

Материалы информационного блока помогут в короткие сроки и на высоком уровне решать задачи в области бухучета, использования бюджетной классификации, финансового контроля, а также правильно применять нормативные правовые акты в условиях совершенствования правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Каждый материал блока подкреплен ссылками на нормативные правовые акты, учитывает сложившуюся судебную практику и актуализируется по мере изменения законодательства.

Перечень сокращений, используемых в Энциклопедии решений и других аналитических материалах :

Закон N 402-ФЗ — Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»

Инструкция N 157н — Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н

Инструкция N 162н — Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н

Инструкция N 174н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н

Инструкция N 183н — Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 23.12.2010 N 183н

Указания N 65н — Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н

Порядок N 209н — Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный приказом Минфина России от 29.11.2017 N 209н

Порядок N 132н — Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения, утвержденный приказом Минфина России от 08.06.2018 N 132н

Приказ N 52н — Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н «Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению»

Инструкция N 33н — Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 N 33н

Инструкция N 191н — Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н

КБК — коды бюджетной классификации

КОСГУ — Классификация операций сектора государственного управления

КФО — код вида финансового обеспечения (деятельности)

План ФХД — План финансово-хозяйственной деятельности

ГРБС — главный распорядитель бюджетных средств

ПБС — получатель бюджетных средств

Орган-учредитель — орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя бюджетного или автономного учреждения

С. Бычков, заместитель директора Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Минфина России

А. Семенюк, заместитель главного бухгалтера Федеральной таможенной службы (ФТС России), государственный советник РФ 3 класса

В. Пименов, руководитель объединенной редакции «Бюджетная сфера» и Департамента бюджетной методологии компании «Гарант», эксперт Лаборатории анализа информационных ресурсов НИВЦ МГУ им. М.В. Ломоносова

Ю. Крохина, заведующая кафедрой правовых дисциплин Высшей школы государственного аудита (факультет МГУ им. М.В. Ломоносова), доктор юридических наук, профессор

А. Кулаков, начальник отдела учета и отчетности ФГБУ «Главный военный клинический госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко» Минобороны России, профессиональный бухгалтер

Е. Янчарин, зам. начальника Управления организации капстроительства ДТ МВД России с 2016 по 2018 год

Д. Жуковский, начальник отдела автоматизации бюджетного учета, специалист по внедрению программных продуктов фирмы «1С» в организациях бюджетной сферы

Cотрудники объединенной редакции «Бюджетная сфера» компании «Гарант»:

А. Шершнева, заместитель руководителя редакции, советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

В. Сульдяйкина, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

А. Киреева, редактор-эксперт, специалист по автоматизации бюджетного учета фирмы «1С»

Н. Андреева, редактор-эксперт, профессиональный бухгалтер, член ИПБ России

О. Левина, редактор-эксперт, советник государственной гражданской службы 1 класса

О. Монако, редактор-эксперт по вопросам налогообложения, аудитор

А. Кузьмина, редактор-эксперт по юридическим вопросам, кандидат юридических наук

Сотрудники Департамента бюджетной методологии службы Правового консалтинга ГАРАНТ:

А. Суховерхова, заместитель руководителя департамента, член Союза развития государственных финансов

Т. Разрезова, эксперт, государственный советник 1 класса

Источник: http://base.garant.ru/58070173/

Кредиторская задолженность бюджетного учреждения

Кредиторская задолженность в бюджетном учете

Для начала следует разобраться с понятием кредиторской задолженности. Прежде всего — это задолженность определенной организации перед другими юридическими или физическими лицами за оказание каких-либо услуг, выполненные работы или материальные ценности; по суммам авансов, полученных от иных лиц засчитанных в счет будущих поставок продукции, выполнения определенных работ или услуг; по всем возможным видам платежей в бюджет, в том числе и налоги с зарплат работников; задолженности по оплате труда, в том числе и депонированная зарплата; долг по внутриведомственным расчетам; иная задолженность по возможным текущим обязательствам.

Читайте так же:  Отработка работника при увольнении

Причины возникновения кредиторской задолженности в бюджетных организациях

Одной из главных причин возникновения задолженности является не полноценное финансирование расходов учреждения, которые произведены в пределах показателей сметы. Учреждения получают бюджетные обязательства для осуществления расходов по общему фонду бюджета но только в пределах бюджетных ассигнований, которые установлены сметами.

Бюджетное обязательство — это любые осуществленные в соответствии с ассигнованием размещение заказов, заключение договора, покупка товара, услуг или другие смежные операции на протяжении всего бюджетного периода, в соответствии с которым нужно произвести платежи в течении этого же периода или в будущем.

Если говорить об иных обязательствах, которые взяты сверх сметных назначений будут носить название небюджетных. Распорядители средств обязаны контролировать процесс своевременного получения первичных документов, обязательно оговаривая в договорах важнейшие нюансы, такие как: сроки предоставления поставщиками первичных документов по товарам, услугам или работам. К таким первичным документам относятся: всевозможные накладные, платежные требования, а так же товарно-транспортные накладные и различные счета к ним и даже счета-фактуры и т.д. Эти документы подтверждают формирование финансового обязательства, что, в свою очередь, позволит обеспечивать распорядителей бюджетных средств ассигнованиями, необходимыми для проведения расходов. Своевременное получение необходимых первичных документов способствуют быстрому обеспечению распорядителей средствами для того, чтобы не была образована кредиторская задолженность в бюджетном учете.

Объем бюджетных обязательств, которые получило учреждение в течении бюджетного периода, обязаны обеспечить уменьшение уровня задолженности по обязательствам прошлых периодов и предотвращение формирования новой задолженности по обязательствам в следующем году.

Анализируя состояние задолженности, стоит обратить максимум внимания на следующие моменты:

  1. наличие задолженности по деньгам, выданным подотчет;
  2. обоснованность и правильность сумм, образованных по хищениям и недостачам;
  3. правильность сумм депонентской, кредиторской, а так же дебиторской задолженности.

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

(выходные, праздники — 24 часа) Приказ Минфина России от 01.12.2010 N 157н (ред. от 01.03.2018)

«Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»

(Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2010 N 19452) Счет 04 «Задолженность неплатежеспособных дебиторов» Документ доступен: с 20 до 24 ч.

Как списать кредиторскую задолженность в бюджетном учреждении

Видео (кликните для воспроизведения).

Укажите в этом документе общую сумму задолженности.

Акт должен быть согласован с главным бухгалтером и директором учреждения. Спишите задолженность на основании еще одного приказа руководителя.

Отразите эту операцию в счете 401 01 173 («Чрезвычайные доходы от операций с активами»).

Оформите бухгалтерскую справку (форма 0504833). Отразите в ней следующие проводки:Дебет 302 XX 830 — Кредит 401 01 173, где XX – это субсчет синтетического счета.Например, если у вашего учреждения имеется кредиторская задолженность за услуги связи, и есть основания для ее списания, то оформите бухгалтерскую справку так:Дебет 302 04 830 — Кредит 401 01 173, где 04 – это субсчет по оплате услуг связи. В отношении сумм, не подтвержденных из-за истечения срока исковой давности, сделайте запись по дебету забалансового счета 20 («Списанная задолженность .

Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

В частности, обязательство может быть прекращено исполнением (статья 408 ГК), предоставлением взамен исполнения отступного (уплатой денег, передачей имущества и т.п.) (ст. 409 ГК РФ), зачетом встречного однородного требования (ст.

410 ГК РФ), новацией (ст. 414 ГК РФ).

Списание учреждением дебиторской задолженности, нереальной ко взысканию, осуществляется в соответствии с требованиями гражданского, бюджетного законодательства, а также законодательства о бухгалтерском учете. истечение срока исковой давности (статья 196 ГК); прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие невозможности его исполнения (статья 416 ГК); прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством на основании акта государственного органа (статья 417 ГК); прекращение обязательства смертью гражданина (статья 418 ГК); прекращение обязательства в соответствии с гражданским законодательством вследствие ликвидации организации (статья 419 ГК). Общий срок исковой давности согласно статье 196 ГК устанавливается в 3 года.

Списание просроченной кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Невостребованная кредиторская задолженность списывается с забалансового учета по истечении установленных в учреждении сроков забалансового учета задолженности в порядке, установленном актом учреждения в рамках формирования учетной политики.

Обоснование вывода: Прежде всего определимся с понятиями просроченной и безнадежной (нереальной к взысканию) задолженности.

Бюджетный учет кредиторской задолженности

Просроченной признается задолженность, не погашенная в течение установленных договором сроков.

Если предельные сроки определены договором, то задолженность становится просроченной по истечении указанного периода.

Если же такие сроки в договоре не указаны, законодательно задолженность может быть признана просроченной только по истечении сроков исковой давности (в общем случае – три года с момента возникновения на основании ст.

Списание невостребованной кредиторской задолженности и задолженности с истекшим сроком исковой давности в учреждениях

Кредиторскую задолженность принято разделять на текущую и просроченную.

Задолженность прошлых лет, в принципе, может подпадать под любое из приведенных определений. Текущая и просроченная кредиторка Текущая кредиторская задолженность – обязательства, сроки исполнения которых не истекли (по условиям соответствующего договора или срокам исковой давности). Просроченная кредиторская задолженность – это долги, не погашенные в течение установленных договором сроков.

Дебиторская и кредиторская задолженность: учет и порядок списания Текст научной статьи по специальности — Экономика и экономические науки

Показаны преимущества плана счетов бюджетного учета, предусматривающего конкретную аналитику учета и отражения в отчетности дебиторской задолженности.

Источник: http://warmedia.ru/%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B7%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D0%B1%D1%8E%D0%B4%D0%B6%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%BE/

Учет кредиторской задолженности в бюджетном учреждении

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Читайте так же:  Отпуска несовершеннолетних работников и увольнение несовершеннолетнего работника

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

На балансе органа местного самоуправления (ГРБС) с 2008 года числится кредиторская задолженность на счете 1 205 81 000 «Расчеты по невыясненным поступлениям» в сумме 212 046 руб. При объединении района с городом данная сумма была передана органу местного самоуправления без уточнения наименований контрагентов и их реквизитов. Уточнить сумму не представляется возможным. Как в бюджетном учете органа местного самоуправления можно списать эту задолженность на забаланс? Какие документы могут служить основанием для списания данной задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В бюджетном учете органа местного самоуправления списание кредиторской задолженности с балансового учета оформляется по дебету счета 1 205 81 560 и кредиту счета 1 401 10 173. Одновременно задолженность учреждения, невостребованная кредиторами, отражается на забалансовом счете 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами».
Кредиторская задолженность списывается в соответствии с оформленным решением профильной комиссии на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833). В качестве обоснования решения комиссии могут быть приложены: инвентаризационное описи расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (ф. 0504089), документы, подтверждающие истечение срока давности, документы, подтверждающие ликвидацию юридического лица и индивидуального предпринимателя, иные документы, предусмотренные порядком списания кредиторской задолженности.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Списание задолженности, невостребованной кредиторами (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Счет 20 «Задолженность, невостребованная кредиторами» (для госсектора).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

23 августа 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected]

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected] Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1217840/

Сомнительная дебиторская задолженность

Автор: Сизонова О., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Какая задолженность дебиторов признается сомнительной? Как вести учет такой задолженности? Нужно ли формировать резерв в отношении сомнительной задолженности? В каком порядке осуществляется ее списание с бухгалтерского учета?

Признание дебиторской задолженности сомнительной

К сомнительной задолженности относится сумма признанного дохода, по которому выявлена дебиторская задолженность, не исполненная должником (плательщиком) в срок, и который не соответствует критериям признания его активом(п. 11 ФСБУ «Доходы»).

К сведению! Критерии признания дохода активами (п. 7 ФСБУ «Доходы»):

в результате совершения фактов хозяйственной жизни (обменных или необменных операций) или наступления событий ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями);

сумма (денежная величина) доходов может быть надежно определена.

Таким образом, в случае, когда у учреждения на счетах бухгалтерского учета числится просроченная задолженность, по которой в обозримом будущем поступление денежных средств или их эквивалентов в погашение (исполнение) данной задолженности не ожидается, она признается сомнительной. Под обозримым будущим понимается периодне менее трех лет (Письмо Минфина РФ от 17.04.2019 № 02-07-10/27662).

Учет сомнительной задолженности

При признании дебиторской задолженности сомнительной она подлежит списанию со счетов балансового учета и переносу на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность».

Обратите внимание: выбытие с балансового учета сомнительной задолженности по доходам осуществляется на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов при наличии документов, подтверждающих неопределенность относительно получения экономических выгод (денежных средств) или полезного потенциала (п. 11 ФСБУ «Доходы»).

Сомнительная задолженность на забалансовом счете 04 учитывается в течение срока возможного возобновления согласно законодательству РФ процедуры взыскания задолженности, в том числе в случае изменения имущественного положения должников, либо до поступления в указанный срок в погашение сомнительной задолженности денежных средств, до исполнения (прекращения) задолженности иным не противоречащим законодательству РФ способом.

При возобновлении процедуры взыскания задолженности дебиторов или поступлении средств в погашение сомнительной задолженности неплатежеспособных дебиторов на дату возобновления взыскания или на дату зачисления на счета (лицевые счета) учреждений указанных поступлений осуществляется списание такой задолженности с забалансового учета с одновременным отражением на соответствующих балансовых счетах учета расчетов по поступлениям.

Обратите внимание: при отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ, списанная с балансового учета учреждения задолженность, признанная безнадежной к взысканию, к забалансовому учету не принимается (п. 339 инструкции, утвержденной Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н).

Данные операции отражаются следующими бухгалтерскими записями (в зависимости от вида дебиторской задолженности):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по доходам

0 401 10 173
Забалансовый счет 04*

Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным займам (ссудам)

0 401 10 173
Забалансовый счет 04*

Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность по предоставленным авансам

0 401 20 273
Забалансовый счет 04*

Списана сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность подотчетных лиц

0 401 20 273
Забалансовый счет 04*

Списана дебиторская задолженность по ущербу в связи с неустановлением виновных лиц на основании решения суда

0 401 10 172
Забалансовый счет 04*

Читайте так же:  Исполнительный лист алименты беларусь

Списана дебиторская задолженность в связи с приостановлением согласно законодательству РФ предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным

0 401 10 173
Забалансовый счет 04*

Восстановлена задолженность неплатежеспособных дебиторов по выявленным недостачам, хищениям, потерям, иным доходам, ранее списанная на забалансовый учет

0 401 10 173
Забалансовый счет 04

* При отсутствии оснований для возобновления процедуры взыскания задолженности, предусмотренных законодательством РФ (ликвидация (смерть) дебитора, истечение срока исковой давности и т. п.), списываемая с баланса задолженность на забалансовом счете 04 не отражается.

Автономное учреждение спорта по договору аренды предоставило индивидуальному предпринимателю помещение в пользование. Оплата по договору производилась ежемесячно в размере 20 000 руб. По окончании действия договора арендатор освободил помещение, а последний месяц не оплатил. После безуспешного проведения претензионной работы с бывшим арендатором учреждение обратилось в суд о возмещении ущерба учреждению в сумме неоплаченной арендной платы (20 000 руб.), неустойки за нарушение условий договора (5 000 руб.) и процентов за пользование чужими средствами (5 000 руб.).

После окончания судебного разбирательства судом принято решение о признании индивидуального предпринимателя (бывшего арендатора) неплатежеспособным.

Если дебиторская задолженность не погашена в срок, но признается реальной к взысканию (пока в отношении такой задолженности проводится претензионная работа в досудебном порядке, предъявляется в судебные органы исковое заявление с требованием о взыскании с контрагента причитающейся суммы), она еще отвечает условиям признания ее активом, поскольку ожидается поступление денежных средств в погашение данной задолженности.

После проведения вышеуказанных мероприятий, когда должник признан неплатежеспособным, дебиторская задолженность признается сомнительной. В этом случае осуществляются списание данной задолженности с балансового учета и ее принятие на забалансовый счет 04 «Сомнительная задолженность».

При этом начисленные суммы неустойки и процентов за пользование чужими денежными средствами списываются с балансового учета без перевода на забалансовый учет, поскольку их расчет производился на момент подачи искового заявления и в случае возобновления процедуры взыскания данные суммы могут быть пересчитаны.

В бухгалтерском учете учреждения отражены следующие операции:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана с балансового учета и принята на забалансовый учет просроченная дебиторская задолженность

Списана с балансового учета и принята на забалансовый учет сумма неустойки по условиям договора

Списана с балансового учета и принята на забалансовый учет сумма начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами

Формирование резерва по сомнительной задолженности в бухгалтерском учете

В силу п. 11 ФСБУ «Доходы» сумма признанной сомнительной задолженности корректируется с формированием резерва по сомнительной задолженности.

Согласно разъяснениям, приведенным в письмах Минфина РФ от 18.10.2019 № 02-07-10/80328, от 14.06.2019 № 02-07-10/43339, 26.04.2019 № 02-07-10/31169, информация о суммах сомнительного долга отражается (в пределах сформированного резерва по сомнительной задолженности) на забалансовом счете 04. Дополнительной регламентации порядка формирования и использования резерва по сомнительной задолженности (уменьшения финансового результата на сумму сомнительных долгов и (или) отражения показателя задолженности, отнесенной к сомнительной задолженности) на уровне законодательного акта не требуется.

Таким образом, резерв по сомнительной задолженности формируется на забалансовом счете 04 (одновременно со списанием сомнительного долга с балансового учета). В дальнейшем суммы сформированного резерва на указанном забалансовом счете либо восстанавливаются, либо списываются безвозвратно.

Списание сомнительной задолженности

В случае если в отношении сомнительной задолженности по доходам принято решение о признании ее безнадежной к взысканию, такая задолженность списывается с балансового (забалансового) учета учреждения с одновременным уменьшением доходов текущего отчетного периода (уменьшением резерва по сомнительным долгам) (п. 11 ФСБУ «Доходы»).

К сведению! Гражданским кодексом предусмотрены следующие основания признания дебиторской задолженности безнадежной:

истечение срока исковой давности (ст. 196 ГК РФ);

невозможность исполнения обязательства (ст. 416 ГК РФ);

прекращение обязательства на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

Таким образом, если по результатам инвентаризации (иного контрольного мероприятия) дебиторская задолженность, числящаяся на балансовых счетах, сразу признана безнадежной к взысканию, она подлежит списанию без принятия ее на забалансовый счет 04.

Сомнительная задолженность списывается с балансового (забалансового) учета на основании решения комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов о признании задолженности безнадежной к взысканию в случае наличия документов, подтверждающих прекращение обязательства смертью (ликвидацией) дебитора, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ, в том числе по завершении срока возможного возобновления процедуры взыскания задолженности согласно законодательству РФ.

Комиссия, принимая решение о списании с балансового (забалансового) учета задолженности неплатежеспособных дебиторов, вправе руководствоваться положениями законодательства по составу документов, необходимых для принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении), установленных БК РФ, и общими требованиями к порядку принятия решений о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2016 № 393.

Воспользуемся условиями примера 1. Допустим, по истечении срока исковой давности (3 года) имущественное положение должника не изменилось.

В автономном учреждении комиссией по принятию и выбытию активов принято решение списать с забалансового счета 04 сомнительную (безнадежную) задолженность по арендной плате в сумме 20 000 руб.

В бухгалтерском учете учреждения сделана следующая запись:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Списана с забалансового учета сомнительная (безнадежная) дебиторская задолженность

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/contracts/a78/1003962.html

Мнение Минфина для бюджетников: учредитель прощает всем, кому должен

Минфин России в письме от 11.10.2018 № 02-07-10/73166 дал довольно странные разъяснения об отражении в бюджетном (бухгалтерском) учете задолженности учредителя перед учреждением в случае недофинансирования субсидии на выполнение задания.

Суть запроса

Напомню, что в целях финансового обеспечения задания между учредителем и учреждением подписывается Соглашение о предоставлении соответствующей субсидии из бюджета. Объемы субсидии, указанный в таком документе, отражается в бухгалтерском и бюджетном учете и служат отправной точкой для планирования своей деятельности, как учредителем, так и учреждением. Поэтому в случае недофинансирования в учете возникают остатки по счетам, которые надо как-то урегулировать. В Инструкции по применению Единого плана счетов, утвержденной приказом Минфина от 01.12.2010 № 157н, порядок отражения учетных операций в такой ситуации не раскрыт.

Читайте так же:  Раздел совместно нажитого имущества взыскание алиментов

Смысл письма от 11.10.2018 N 02-07-10/73166 сводится к тому, что если учредитель на конец отчетного периода не профинансировал подведомственное ему учреждение в полном объеме, то в бюджетном учете учредителя на отчетную дату отражается кредиторская задолженность на счете 1 30241 000 «Расчеты по перечислениям государственным и муниципальным организациям». При этом в бухгалтерском учете учреждения на отчетную дату фиксируется дебиторская задолженность по счету 4 20581 000 «Расчеты с плательщиками прочих доходов» в размере недополученной субсидии. Вроде все понятно и логично. И было бы хорошо, если бы Минфин свое письмо на этом закончил. Но Минфин решил развить свою мысль дальше.

Полет мысли

Отметим, что в статье 47.2 БК рассматриваются порядок принятие решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении)! В указанной статье БК говорится о различных штрафах и платежах, возникающих на различных этапах судебных решений и т.п. Но учредитель при недофинансировании учреждения должен НЕ бюджету, а ИЗ бюджета отдать своему же «детищу», которое он создал для реализации своих функций и полномочий. Что имел в виду Минфин, ссылаясь на статью 47.2 БК в данной ситуации, осталось загадкой.

Далее Минфин, ссылаясь на стандарт «Концептуальные основы» (утв. Приказом Минфина от 31.12.2016 № 256н) сообщает, что (цитата): «кредиторская задолженность Учредителя перед учреждением (дебиторская задолженность Учредителя у учреждения), ранее принятая к учету, не соответствует критериям обязательства (актива), предусмотренным СГС Концептуальные основы». Для убедительности Минфин говорит, что согласно пункту 39 этого стандарта обязательством признается задолженность, возникшая в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, погашение которой приведет к выбытию активов, заключающих в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

А как же быть тогда с рекомендациями об учете задолженности на счетах 30241 и 20581, раз задолженности учредителя не имеет нужных признаков?

И как быть учреждению, которое на основании доведенных в начале отчетного периода объемов начислял заработную плату, формировал планы-графики закупок, заключал контракты с поставщиками? Ведь учреждение приняло на себя эти обязательства, основываясь на соглашении, заключенным с учредителем, задолженность которого теперь «не соответствует критериям»! Интересно как на это отреагируют работники учреждения, поставщики и подрядчики, если им сказать: ребята, денег нет, но вот держите столы, стулья, стены – бартером возьмете? Ведь «Концептуальные основы» распространяется не только на учредителей, но и на учреждения, и в случае возникновения задолженности перед кредиторами, им придется ее гасить активами заключающими в себе полезный потенциал или экономические выгоды.

К сожалению, Минфин отчего-то не привел еще одну фразу из пункта 39 СГС «Концептуальные основы» о том, что обязательства, принимаемые к бухгалтерскому учету, возникают в силу закона, иного нормативного правового акта, муниципального акта или договора (контракта, соглашения). А обязательства учредителя перед учреждением в случае недофинансирования возникают на основании соответствующего соглашения. Кроме того, учредитель погашает свою задолженность перед учреждением в результате выбытия активов, то есть денежных средств, со счетов бюджета. О том, что наличные и безналичные денежные средства относятся к активам, указано в пункте 36 СГС «Концептуальные основы».

Полет мысли у Минфина заканчивается советом о том, что (цитата): «для учета сумм, не предъявленных кредиторами, требований, вытекающих из условий договора, контракта, в том числе сумм кредиторской задолженности, не подтвержденных по результатам инвентаризации кредитором, предназначен счет 20 «Задолженность, не востребованная кредиторами»». То есть учредитель на счете 20 должен учитывать свою кредиторскую задолженность перед подведомственным учреждением, как невостребованную? А если обделенное учреждение захочет истребовать должок, тогда учредителю нужно переквалифицировать долг и восстановить в своем балансе. Все-таки, когда учредитель что-то не додал учреждению это является обязательством, подлежащим учету? Вопросов много, ответов нет.

Успокоительное

В письме от 11.10.2018 N 02-07-10/73166 Минфин ссылается на нормы Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», согласно которым уменьшение объема субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении (уменьшении) государственного (муниципального) задания. Если по каким-то причинам учредитель решил изменить задание и уменьшить объем финансового обеспечения его выполнения, следует внести изменение в заключенное ранее соответствующее Соглашение.

Совсем недавно Минфин России приказом от 06.06.2018 № 128н внес изменения в приказ Минфина от 31.10.2016 № 198н «Об утверждении Типовой формы соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 23 июля 2018 г. Регистрационный № 51658). Теперь Типовая форма соглашения дополнена Приложением № 4 «Дополнительное соглашение о расторжении соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета федеральному бюджетному или автономному учреждению на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)». И в пункте 3 этого доп. соглашения указывается, что стороны взаимных претензий друг к другу не имеют, следовательно, никто никому ничего не должен. Таким образом, учредитель должен в письменном виде урегулировать с учреждением свои финансовые обязательства.

Так же не стоит забывать, что существует многочисленная судебная практика, согласно которой доводы учреждений на отсутствие или недостаток бюджетного финансирования не рассматриваются судами как основание для освобождения их от исполнения денежных обязательств. Кроме того, учредители нередко привлекаются судебными органами при рассмотрении споров, как третья сторона. Поэтому к словам Минфина о том, что задолженность учредителя не соответствует критериям актива, не стоит относиться серьезно. Но тенденция настораживает.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/479888/

Учет кредиторской задолженности в бюджетном учреждении
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here